Осенью 1979 года, ровно сорок пять лет назад, советские зрители впервые увидели на экранах культовый пятисерийный фильм «Место встречи изменить нельзя». Эта картина стала не только захватывающим детективом о работе московского уголовного розыска в послевоенные годы, но и уникальной визуальной летописью столицы того времени. Особую атмосферу и достоверность фильму придает исторический транспорт, который стал полноценным участником действия. Создателям картины пришлось проявить настоящую изобретательность, чтобы найти и задействовать в съемках подлинные образцы техники 1940-х годов, учитывая скромный бюджет телевизионного проекта.
Трамвай КМ №2170: живая легенда на рельсах
Все сцены, действие которых происходит в трамвае, были сняты в вагоне модели КМ 1930 года выпуска с бортовым номером 2170. На момент создания фильма это был единственный ходовой экземпляр довоенного московского трамвая данной серии. Этот раритет, ныне хранящийся в коллекции Московского музея транспорта, имеет богатую кинобиографию. Его дебют на экране состоялся еще в 1959 году в фильме «Всем светит солнце», а позже он появлялся в таких известных картинах, как «Покровские ворота», «Холодное лето пятьдесят третьего…» и «Мастер и Маргарита». Для съемок «Места встречи» трамвай использовали в своем первозданном, нереставрированном виде, что добавило кадрам особого шарма и аутентичности.
Хлебный фургон ГАЗ-АА: снятый с постамента для съемок
Одной из самых сложных задач для съемочной группы стал поиск автомобиля для банды «Черная кошка». Идеальным кандидатом показался довоенный фургон на базе грузовика ГАЗ-АА 1938 года выпуска. Однако к 1970-м годам эта машина уже не ездила по дорогам — она была установлена в качестве памятника водителям, доставлявшим хлеб в осажденную Москву осенью 1941 года. Памятник стоял на территории автобазы «Мосхлебтранс». Создателям фильма пришлось уговаривать руководство предприятия временно снять автомобиль с постамента. В итоге фургон с помощью крана демонтировали с каменного основания, привели в рабочее состояние, отсняли все необходимые сцены и затем вернули на место. После перестройки памятник был утерян, но, к счастью, сам легендарный ГАЗ-АА не пропал — его восстановил энтузиаст, и теперь он участвует в выставках Московского музея транспорта.
Трамвай серии КМ, инвентарный номер 2170, на момент съемок не подвергался реставрации.
Поскольку кадры из фильма всем известны, мы решили отобразить легендарный «фургон» в виде памятника.
«Студебеккер» и опасный трюк на Яузе
Кульминационная сцена ночной погони, в которой бандит на трехосном грузовике «Студебеккер» падает в реку Яуза, далась съемочной группе нелегко. Эти американские грузовики массово поставлялись в СССР по ленд-лизу во время войны, поэтому найти подходящий экземпляр спустя три десятилетия не составило большого труда. Сложности возникли на площадке: сначала не завелся буксировщик, который должен был подтолкнуть «Студебеккер» к обрыву, из-за чего была упущена драгоценная минута «режимного» времени (последние 5-7 минут перед закатом, когда снимали ночные сцены). Во время выполнения самого трюка едва не пострадали два каскадера, что сделало съемки этой сцены по-настоящему рискованными.
Из-за особенностей фильмов того года ночные сцены приходилось снимать при так называемом «институциональном» освещении: фактически это были последние 5-7 минут перед закатом.
«Фердинанд»: служебный автобус МУРа
Главным транспортным средством оперативников в фильме стал служебный автобус по прозвищу «Фердинанд». В оригинальном романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому снят фильм, так называли трофейный немецкий Opel. Однако в Москве конца 1970-х найти такой автобус было невозможно. На роль «Фердинанда» выбрали послевоенный автобус «Стандарт», собранный на шасси грузовика ЗИС-5. Эта машина уже имела опыт съемок — зрители могли видеть ее в фильме «Любовь Серафима Фролова» (1968). К моменту работы над «Местом встречи» автобус часто использовали в военных фильмах, поэтому он был выкрашен в зеленый цвет и имел армейские номера, что идеально подошло для образа. За рулем «Фердинанда» в кадре был фронтовик Алексей Миронов, который управлял машиной самостоятельно, без дублера. После завершения съемок автобус продолжал свою кинокарьеру до 1990-х годов, а сегодня его можно увидеть на территории музея «Мосфильм».
Роль водителя Копытина исполнил фронтовик Алексей Миронов — он вел автобус один, без замены.
Материал подготовила Оксана Бондаренко, директор Московского музея транспорта.
Транспорт, Москва, Автомобили, Российская история, Информация об автомобиле, Место встречи изменить нельзя, Советское кино, Я хочу знать все, Музей, Советские автомобили, История, Общественный транспорт, Длинная почта.
Обратите внимание: Какие имбовые легкие танки в игре World of Tanks, будут нагибать в 2021 году!.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Какие трамваи и машины снимали в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя».