От лаптей до валенок: история и разнообразие крестьянской обуви в дореволюционной России

Обувь как отражение быта и достатка

Мода и история обуви — тема необъятная. Стили приходят и уходят, но некоторые виды обуви остаются на десятилетия, а то и на века. Давайте погрузимся в мир дореволюционного гардероба и рассмотрим, что носили на ногах наши предки, от самых простых вариантов до предметов роскоши.

Валенки — символ русской зимы, но их история началась не так давно.

Интересно, что в летнее время многие жители деревень, особенно дети и молодежь, зачастую обходились вовсе без обуви. Эта практика была настолько обыденной, что даже отражалась в литературе. Например, в повести Пушкина «Крестьянка» героиня Лиза, дочь вполне обеспеченного кузнеца, ходит босиком, и это никого не смущает. Только собираясь на свидание, она заказывает себе пару лаптей у пастуха.

С.И. Грибков «В магазине» (1882)

Этот пример хорошо иллюстрирует социальные нормы: дочь ремесленника могла позволить себе покупную ткань для платья, но при этом спокойно ходила босиком. Детская одежда и обувь часто шились по принципу «донашивания» за старшими. На картинах художника Богданова-Бельского, посвященных сельской школе, мы видим, как одни ученики приходят в лаптях, другие — босиком, а у кого-то уже есть сапоги.

Н. П. Богданов-Бельский «В классе"

Н. П. Богданов-Бельский «Устная арифметика"

Лапти: обувь на все случаи жизни

Долгое время самой распространенной обувью русского крестьянина были лапти. Это была не просто примитивная обувь, а целая культура со своими региональными особенностями. Техника плетения, форма и материал различались от местности к местности. Например, в Беларуси и Украине лапти часто плели от носка с прямыми полосами, а в центральной России — от пятки, с диагональным плетением.

По форме лаптя можно было определить его «родину». В Московской губернии их делали из липового лыка с высокими бортами и округлым носком. На севере в ход шла береста, а носок был треугольным. Мордовские лапти из вязового лыба отличались трапециевидной головкой.

Эти лапти скорее всего русские, так как полоски лапоть наклонные, а не вертикальные, как у шахматной доски

Материал для лаптей брали разный: лыко липы, бересту, вяз, дуб, ракиту. От этого зависели название и качество. Самыми лучшими считались липовые, а самыми плохими — ивовые. Лапти могли плести из 5, 6, 7 и даже 12 полосок лыка (тогда их называли «семи-» или «двенадцати-прядками»). Для прочности подошву иногда подшивали кожей или плели в два слоя. Были и домашние варианты — чуни, сплетенные из пеньковой веревки.

Чусовский музей местных легенд

Заготовка лыка была весенним делом и губительной для дерева процедурой, что отразилось в поговорке «ободрали как липку». Снятую кору сушили, а перед плетением размачивали. Умелый мужик мог сплести пару лаптей за вечер, а некоторые мастера делали до дюжины в день. Для работы использовался специальный кочедык. Лапти носили с онучами — длинными полосами ткани, которыми обматывали ногу. Ходить в них можно было и зимой, но в сырость они быстро промокали и изнашивались.

И. П. Богданов «За расчетами» (1890 г)

Поршни и валенки: от простого к теплому

Еще более простой, чем лапоть, была обувь-поршень. Ее делали из цельного куска сыромятной кожи, который собирали на ремешок вокруг щиколотки. Такая обувь была известна с древности и дожила до XIX века.

Поршни двенадцатого-тринадцатого века, Новгород

В сырую и холодную погоду те, кто мог себе позволить, носили сапоги. А вот валенки, которые сегодня кажутся неотъемлемой частью русского быта, долгое время были редкостью и предметом роскоши.

История валенок в привычном нам виде началась относительно недавно, вероятно, в конце XVIII века в Нижегородской губернии. Кочевые народы носили войлочные чулки, но это была другая конструкция. Из-за сложной технологии ручного валяния валенки были дороги. Известно, что императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить их в холодном Зимнем дворце. Лишь с развитием производства и поставок шерсти из Средней Азии валенки стали доступнее.

Солдат в валенках и лыжах

Процесс изготовления был трудоемким. Брали лучшую летнюю шерсть, очищали, трепали. Из пушистой массы формировали заготовку, стараясь выровнять толщину стенок. Потом будущий валенок долго катали, смачивали, сушили в печи и полировали пемзой. Отсюда и второе название — «катанки». Для красоты их могли вышивать, а для прочности — подшивать кожаную подметку.

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Иллюстрации из книги М.А. Плотникова «Ремесла Нижегородской губернии

Обратите внимание: 15700 суммарного урона на EBR 105. Немного грамотной игры на ЛТ.

Во второй половине XIX века в обиход вошли галоши, надеваемые поверх другой обуви в слякоть.

Сапоги: мечта и реальность

Настоящей мечтой зажиточного крестьянина и горожанина были сапоги. Они служили ярким социальным маркером. Тургенев в «Записках охотника» противопоставляет бедных орловских мужиков в лаптях и более состоятельных калужских, которые по праздникам щеголяют в сапогах.

К.А. Савицкий «Крестьянин в рубашке"

Воспоминания митрополита Вениамина Федченкова ярко показывают ценность обуви в крестьянской семье. В его семье, не самой бедной, дети дома бегали босиком, а в школу ходили в обуви. Хорошие сапоги берегли на годы, латая и подшивая, а новые пары покупали крайне редко, и это было целым событием.

Цены говорят сами за себя: в 1838 году на Нижегородской ярмарке лапти стоили 3 копейки, а самые простые сапоги — 5-6 рублей. Для многих рабочих новые сапоги за 5 рублей были огромной ценностью, которую, увы, часто пропивали, оставляя в залог в кабаке. Эта тема затрагивается у Успенского и даже у Достоевского, где Разумихин покупает Раскольникову поношенные, но еще приличные сапоги.

К началу XX века сапоги стали дешевле, но для рабочих они оставались символом статуса и предметом гордости. Рабочий, перебравшийся в город, первым делом стремился обзавестись парой высоких сапог, в которые заправлялись брюки. Это было не только «по-городскому», но и практично: ноги защищены от грязи и травм. Для выходного дня была особая пара — «скрипучие» сапоги, в которые сапожники для эффекта вкладывали сухую бересту. К концу века сапоги у горожан начали вытесняться ботинками.

Б.М. Кустодиев «Купец"

Путаница в названиях и городская обувь

Изучая старинную обувь, важно помнить, что одни и те же названия в разных регионах могли означать разную обувь, и наоборот. Например, «бахилы» в одном словаре описываются как крестьянская обувь, похожая на лапти, в другом — как высокие сапоги из тюленьей кожи, а позже так стали называть и нарядные женские сапожки.

сапоги 18 века

Любопытный элемент — ботфорты, упомянутые в «Идиоте» Достоевского. Изначально это были высокие кавалерийские сапоги с раструбом, но в XIX веке так стали называть и пристегивающиеся к ботинкам голенища-гамаши, которые создавали иллюзию сапог.

Актер Клод Рейнс в сапогах

1905 год

Для городских женщин из небогатых слоев типичной обувью были «сливовые» ботинки — из прочной саржевой ткани черного цвета (prunelle). В праздник их сменяли кожаные ботинки на пуговицах.

Мир дореволюционной обуви был невероятно разнообразен и служил точным индикатором происхождения, достатка и рода занятий человека. Это лишь часть увлекательной истории, за которой стоят традиции, ремесла и повседневная жизнь ушедшей эпохи.

[Моя] Российская История Российская Империя Модная Обувь Длинная Статья Исторические Фотографии 20

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Немного о дореволюционной обуви.