Конструктивные изменения танка Т-34 в установочной партии: упрощение корпуса и усиление башни

Упрощение конструкции корпуса

Поскольку АБТУ РККА отказалось от требования оснащать танк Т-34 оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), конструкторы смогли значительно упростить корпус по сравнению с опытными образцами А-34. В первую очередь это коснулось крыши моторно-трансмиссионного отделения. Вместо сложной сварной конструкции с многочисленными уплотнениями, для установочной партии был разработан цельный штампованный лист (деталь 34.29.057). На нем были предусмотрены выштамповка под воздухоочиститель и вырезы для продольных жалюзи. Это решение упростило производство и снизило трудоемкость.

Изменение крыши повлекло за собой переделку броневых колпаков, прикрывавших жалюзи над радиаторами (детали 34.29.052 и 34.29.053), и откидного колпака над трансмиссией. В новых колпаках появились небольшие лючки с броневыми крышками, расположенные прямо над заправочными горловинами масляных баков. Это позволяло обслуживать танк, не снимая всю броневую защиту.

Модернизация башни и вооружения

Башня танка Т-34 установочной партии претерпела меньше изменений, чем корпус, но они были направлены на повышение ее прочности и удобства экипажа. Ключевым улучшением стало усиление соединения лобового листа башни с бортовыми. Для этого на бортах сделали специальные выступы, а в лобовом листе — пазы, что создало более надежный замок и повысило общую снарядостойкость конструкции.

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус башни в сборе (34.30.сб)

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус броневая защита маски пушки Л-11 в сборе (34.31.1сб)

Чертежи башни танка Т-34 установочной партии и бронировки пушки Л-11: корпус привинтной щит броневой защиты маски пушки Л-11 (деталь 34.31.003)

Другие важные изменения в башне включали:

  • Увеличение высоты башни на 28 мм.
  • Увеличение углов наклона переднего и заднего листов крыши, что улучшило обзор через приборы наблюдения.
  • Изменение формы оснований смотровых приборов.
  • Усиление броневой защиты маски орудия Л-11. Ширина «привинтного щита» (деталь 34.31.003) была увеличена на 90 мм для лучшей защиты амбразуры спаренного пулемета ДТ.

Утверждение чертежей и требования заказчика

В конце февраля 1940 года на заводе №183 состоялось ключевое техническое совещание под руководством главного конструктора М.И. Кошкина. На нем присутствовали ведущие инженеры КБ-520 (А.А. Морозов, М.И. Таршинов) и представители заказчика — АБТУ РККА. Чертежи на установочную партию были в целом утверждены, но с рядом важных поправок, направленных на упрощение производства и повышение надежности. В протоколе совещания, в частности, предписывалось:

«1. Предъявленные чертежи бронедеталей машины А-34 утвердить для изготовления со следующими изменениями:а) Отменить механическую обработку по плоскости бортовых листов, в местах соединения их с днищами подкрылков .
б) Уменьшить величину захода листов во всех замках.
в) Ввести обварку головок заклепок изнутри машины.
г) Снять все приварки к броневым (боковым) листам башни, и по возможности корпуса.
д) Отменить механическую обработку в носовом листе в плоскости крыши.
е) Всю сварку внутри корпуса и башни производить аустенитовыми электродами, а наружную электродами марки «МД».
ж) Ввести отбуртовку в лобовом листе башни с целью повышения снарядостойкости соединения с боковыми листами.
з) Проработать вопрос об увеличении диаметра башни на величину не менее 160 мм.2. Из предъявленных бюро 520 3-х вариантов будок водителя, утвердить для изготовления на установочную серию 3-й вариант будки с лазом, обеспечивающим посадку команды при всех положениях башни, хотя и с меньшим удобством по посадке. По сравнению со вторым вариантом, имеющим люк-лаз сверху на крыше.3. Чертежи утверждаются только для изготовления опытной (установочной) партии танков А-34 [Т-34], с правом последующего внесения изменений по результатам войсковых испытаний и полигонных испытаний обстрелом.Примечание:
1. По пунктам в), г) и е) изменения по возможности внести на первую партию 10-ти корпусов и башен.
2. По остальным пунктам, изменения ввести на последующие партии корпусов и башен.4. Кроме перечисленных изменений, Представителями АБТУ КА выдвинуты дополнительно следующие требования по изменению чертежей корпуса и башни:1. Увеличить толщину листов:
а) крыши башни – до 20 мм.
б) задней части крыши корпуса – до 20 мм.
в) экранов крыши над мотором – до 20 мм.
г) днища: передний лист – до 20 мм, задний лист – до 16 мм.
д) крышу лаза водителя – до 50 мм.5. Обеспечить снарядостойкость лаза водителя, путем создания более надежной опоры для крышки».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 48 – 49]

Стоит отметить, что дополнительные требования по увеличению толщины брони (пункт 4 протокола) в чертежи установочной партии так и не были внесены.

Согласование с производителем брони

После утверждения в Харькове чертежи были отправлены на Мариупольский завод им. Ильича, который должен был поставлять бронедетали. Совещание там состоялось 5 марта 1940 года. Представители завода-изготовителя, ознакомившись с документацией, согласились выполнить заказ, но предложили ряд конструктивных изменений, направленных на адаптацию чертежей к реальным технологическим возможностям производства. В протоколе было зафиксировано 17 пунктов с замечаниями по конкретным деталям.

Например, мариупольские специалисты сочли неудобной для штамповки цельную конструкцию листа крыши над мотором (деталь 34.29.057) и предложили делать ее из трех частей. Также они рекомендовали пересмотреть допуски, изменить радиусы гибки и закруглений, а для некоторых деталей (как лист носа корпуса 34.29.001) — вернуться к старым, уже освоенным штампам, чтобы не задерживать выпуск первой партии.

1. Деталь 34.30.019 и 34.30.018 [левый и правый листы башни] общая форма детали принимается, замковые фаски подлежат конструктивному изменению, в частности рекомендуется поставить крепление детали на угольник.
2.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Деталь 34.29.010 [задний лист днища], общая форма детали принимается. Необходимо увеличить радиусы углов боковых вырезов с 10 до 30 мм. Обратить внимание на увеличение допуска по толщине листа.

3. Деталь 34.29.011 [передний (подбашенный) лист крыши корпуса танка] общая форма принимается. Допуск на внутренний диаметр размером 1408 мм необходимо изменить до размеров «огневой» порезки. Обратить внимание на увеличение допуска по толщине листа.
4. Деталь 34.30.001 [лобовой лист башни] общая форма принимается. Для выхода резца фаску необходимо сделать сквозную. Радиус в замках полубашен по внутренним углам допустить 10 мм. Уступы среднего выреза свести на нет. Допуск на радиус гибки предусмотреть 3 мм. Необходимо предусмотреть развод концов.
5. Деталь 34.30.014 [крышка люка для сигнализации] общая форма принимается. Необходимо потай для петли сделать сквозным, для удобства обработки.
6. Деталь 34.30.010 [крышка люка башни] общая форма принимается. Необходимо сделать новый штамп и расширить фрезеровку под прямым углом в сечении «Н-Н».
7. Деталь 34.29.057 [лист крыши над мотором] общая форма совершенно не приемлема, заменить полностью и предусмотреть штамповку из трех частей. Изготовить три новых штампа. Выступ для оси вращения жалюзи сделать ровным. Кромки сделать параллельными.
8. Деталь 34.29.052 и 34.29.053 [правый и левый колпаки над продольными жалюзи] общая форма принимается. Необходимо сделать штампы. Предусмотреть углубление конфигурации вырезов на передней кромке.
9. Деталь 34.12.003 [диск опорного катка] общая форма принимается. Изготовляется в штампованном виде в высокоотпущенном состоянии с твердостью не менее Ø 3,7 отпечатка по Бринеллю. С дальнейшей мехобработкой на заводе № 183.
10. Деталь 34.29.021 и 34.29.022 [защита правого и левого картеров бортовых редукторов], общая форма принимается. Сделать штамп. Предусмотреть допуск на утяжку, волнистость и радиус закругления после первой штамповки.
11. Деталь 34.31.002 [лобовая крышка защиты противооткатных устройств пушки Л-11] общая форма принимается, причем изготовление ее вести по старым чертежам и при старом штампе. Утяжка устанавливается после штамповки.
12. Деталь 34.29.023 [колпак защиты трубы выпуска отработавших газов] общая форма принимается. Штамп делать новый. Допуск на вытяжку установить после опытной штамповки.
13. Деталь 34.29.001 [лист носа корпуса танка] в представленном виде принята быть не может. Деталь возможно изготовить при условии если верхняя перемычка с выштамповкой будет делаться отдельно. Деталь можно делать неразрезной по старым штампам и допуски уточнить после первой штамповки. На перемычку сделать новый штамп.
14. Деталь 34.29.007 [нижний лист кормы] Предложить 5 цеху вести изготовление данной детали по чертежу штамповкой и гибкой на вальцах с допуском до 150 мм в радиусе закругления. Одновременно предложить представителю 183 завода подготовить чертежи для отливки всего моста и согласовать с НИИ-48.
15. Деталь 34.29.012 и 34.29.013 [правый и левый лист подкрылка] общая форма принимается. Необходимо предусмотреть срезку фасок нижних подкрылков днища «огнем».
16. Деталь 34.29.008 [верхний лист кормы] предложить представителю «183» завода предусмотреть возможность замены механической обработки кромок «огневой» порезкой с последующей шлифовкой камнем.
17. Допуска на механическую обработку деталей установить ориентировочно начальнику цеха № 5 совместно с представителем завода «183». Окончательно допуска уточняются после изготовления первой детали.
Поручить начальнику цеха № 5 проверить существующие штампы на предмет увязки их с новыми чертежами».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1176. Л. 82 – 84]

Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 3.