Конец 17 века был временем расцвета колониализма. Франция управляла обширной территорией Северной Америки от Канады до Мексиканского залива. Новая Испания процветала под губернаторством Центральной Америки. Британия уверенно заложила основы своей будущей мировой империи. Только Шотландия проигнорировала этот процесс и пережила трудные времена.
Годы неурожая вынудили шотландцев покинуть свою родину, наполнив города бездомными и приведя к упадку промышленности. Шотландия потеряла свои немногочисленные заморские владения, такие как канадская провинция Новая Шотландия, и отчаянно нуждалась в новых торговых партнерах. Кажется, что надежда на лучшее будущее исчезает с каждым днем.
В это время на арену истории вышел Уильям Паттерсон, шотландский финансист и предприниматель, родившийся в 1658 году. В молодости он переехал в Англию и в 1694 году стал одним из основателей Банка Англии. Однако разногласия с коллегами вынудили его уйти в течение года. Неудача не остановила Паттерсона, который решил создать конкурентоспособный банк.
Когда этот проект провалился, он поставил перед собой более крупные цели. В Лондоне Паттерсон встретил корабельного хирурга Лайонела Уивера, который рассказал ему о волшебном месте под названием Дариен, расположенном на Панамском перешейке, узкой полоске земли, соединяющей Северную и Южную Америку. Уивер ярко описывает плодородные земли, густые леса, богатые ценной древесиной, и безопасные бухты.
Паттерсон сразу же осознал потенциал Дариена для создания торговой колонии. В то время торговля с прибыльными тихоокеанскими рынками была сопряжена с огромными трудностями и расходами. Кораблям предстоит совершить опасное и длительное плавание вокруг мыса Горн на южной оконечности Южной Америки. Торговый пост в Дариене позволит перевозить товары через Панамский перешеек и погружать их на корабли в Атлантическом океане, что значительно ускорит и упростит торговлю со странами Тихоокеанского региона.
В 1695 году Патерсон предложил шотландскому правительству идею создания «Новой Каледонии». Он был прекрасным оратором и сумел убедить власти в перспективности своего плана. Обещание Паттерсона о том, что Дариен станет для Шотландии «дверью в мир и ключом ко вселенной… торговля будет порождать торговлю, а деньги будут деньгами». Эти слова попали на благодатную почву. Шотландцы с завистью смотрят на своих более успешных южных соседей, которые заработали состояния на зарубежных владениях.
26 июня 1695 года шотландский парламент принял закон о создании Шотландской африканско-индийской торговой компании. Однако с самого начала проект столкнулся с серьезными трудностями. Британское правительство, обеспокоенное конкуренцией со стороны Ост-Индской компании, запретило ее подданным, а также голландским и немецким инвесторам вкладывать средства в шотландское предприятие.
Сама Шотландия остается единственным источником финансирования. Но шотландцы полны энтузиазма и уверены в успехе своего бизнеса. Тысячи людей, богатых и бедных, вложили свои сбережения в этот опасный проект. Всего за шесть месяцев было собрано 400 000 фунтов стерлингов, чего достаточно для оснащения пяти кораблей. Но деньги не превращаются внезапно в корабли. Корабли надо строить. Британцы снова облажались. Королевское правительство запретило своим верфям принимать заказы от шотландцев, вынудив их искать корабли за границей — Швеции и Нидерландов.
Наконец, 14 июля 1698 года пять кораблей — «Каледониан», «Единорог», «Сент-Эндрю», «Дельфин» и «Индевор» — отплыли из Лестера под командованием капитана Роберта Пенникука. Отплыли из порта Шри-Ланки. Из 1200 шотландских колонистов только Пенникук и Уильям Паттерсон знали пункт назначения. Информация о нем хранится в запечатанных упаковках, открыть которые можно только в открытом море. Никто, включая Паттерсона, не был в Дариене. Звучит как шутка, но такое случается на самом деле.
Как ни странно, Лайонел Уивер, рассказавший Паттерсону о Дариене, так и не получил обещанной награды и даже не был приглашен присоединиться к экспедиции. Спустя годы, когда он узнал о трагической судьбе шотландских поселенцев, он, вероятно, не раз благодарил судьбу за это. А может быть, он ехидно улыбнулся – об этом поговорим позже.
После тяжелого и опасного путешествия, в котором многие пассажиры умерли от болезней, корабль 3 ноября 1698 года прибыл к берегам Дариена. Колонисты наслышаны о райской природе и добрых индейцах и были потрясены увиденным. Уивер «забыл» упомянуть, что эта местность — одно из самых негостеприимных мест на земле: непроходимые тропические леса, кишащие комарами болота и изнуряющая жара.
С самого начала колонию терзали неудачи со стороны ужасной организации. Колонисты сначала построили форты там, где не было источника пресной воды. Затем они попробовали выращивать кукурузу и ямс, ничего не зная о тропическом сельском хозяйстве. Вместо необходимых инструментов и припасов они привезли коробки с париками, тяжелые шотландские ткани и тысячи расчесок и зеркал, которыми надеялись выгодно обменять их на индейцев. Ведь испанцы торговали бисером за золото, да ладно! Или не они... В общем, наверное, кто-то изменил, чтобы идея звучала как бизнес-план.
У местных индейцев куна не было ни денег, ни ценностей для обмена, и вряд ли они нуждались в теплых тканях в тропическом климате. Колонисты не могли даже продать свой товар проходящим торговцам, что и было главной целью экспедиции. Они не знали, как хранить продукты в условиях повышенной влажности, и большинство припасов портилось. Среди поселенцев начались беспорядки, распространились пьянство и воровство.
Весной начались проливные дожди, приведшие к эпидемиям и голоду. Год спустя, когда менее 300 из 1200 колонистов все еще были живы и имели слабое здоровье, Паттерсон вернулся в Шотландию в 1699 году, пытаясь помешать отправке второй экспедиции. Но уже слишком поздно. Несколько кораблей с сотнями новых поселенцев уже отплыли в Дариен. На этот раз они привезли с собой большое количество маленьких синих шотландских шляп, которые, конечно, были бесполезны в джунглях. Хоть это и звучит как шутка, но это реальная история.
Трое шотландских священников, сопровождавших первую экспедицию, обезумевшие от тропической жары, бродили по джунглям с криками: «Мы все облажались!».
Уивер умолчал и еще об одном важном факте: Испания считала Дариен своей территорией. Шотландские поселенцы оказались под постоянной угрозой нападений, незаконно осваивая чужие земли. Обращаться за помощью к британским колониям было бесполезно – британское правительство запретило им помогать шотландцам. Новая Каледония была обречена с самого начала.
В 1700 году испанские войска окружили колонию и потребовали капитуляции. Шотландцам разрешили уйти со своим оружием, и колония была заброшена. Из шестнадцати кораблей, отправившихся в Панаму, только один вернулся в Шотландию с горсткой выживших, где дома их ждали разгневанные инвесторы, требуя вернуть деньги.
Для Уильяма Патерсона распад Новой Каледонии стал личной трагедией. Он потерял имущество, жену и детей, но чудом выжил. Это имело катастрофические последствия для Шотландии. В это предприятие было вложено по меньшей мере четверть богатства страны, а по некоторым оценкам, эта цифра была намного выше. Великая колониальная мечта обернулась экономическим крахом и полной зависимостью от богатых соседей.
Англия давно стремилась к союзу с Шотландией, но шотландское правительство упорно сопротивлялось. На этот раз Англия предложила компенсацию всем, кто понес убытки в проекте Паттерсона, — взятку за принятие Закона о Содружестве. Столкнувшись с финансовой пропастью, Шотландия была вынуждена согласиться. В 1707 году он стал частью Соединенного Королевства Великобритании в качестве младшего партнера. Как писал Роберт Бернс, Шотландия «покупалась и продавалась за английское золото». Сам Паттерсон, окруженный кредиторами со всех сторон, был одним из ведущих сторонников профсоюза. Вскоре он переехал в Вестминстер, Англия, где жил как частное лицо вдали от недоброжелателей до своей смерти в 1719 году. Похоронили его тайно в неизвестном месте, чтобы кредиторы не раскопали могилу в поисках хоть чего-то ценного.
Теперь немного пост-скриптинга. На первый взгляд вся эта история кажется очередным МММ. Корабельный хирург в Лондоне рассказал Паттерсону сказку о мифической плодородной земле на другом конце света, видимо, с намерением заработать на ней деньги. Но в этой версии нет «битвы» просто потому, что Лайонел Уивер был не просто корабельным хирургом — он был корабельным хирургом на британском капере. Если кто не знает, капер — это законный пират, имеющий королевскую хартию, позволяющую ему атаковать любой корабль, враждебный королевской власти. Уивер, корабельный хирург под руководством Уильяма Дампира, отплыл в Америку и какое-то время жил на Панамском перешейке. Когда англичане увезли его оттуда, он был полностью одет и выглядел как индеец.
Сам Уивер подумывал о Колониальном проливе после возвращения в Англию, но, видимо, не смог найти ни денег, ни инвесторов для «стартапа». Затем он встретил Паттерсона, очень богатого человека по шотландским меркам и настоящего олигарха по меркам Уивера. Корабельный хирург сразу же рассказал ему, что он имел в виду. Конечно, заодно это сильно улучшит картину — так же, как и все стартапы, «выхаживающие» потенциальных «свиней». Видимо, он рассчитывал, что его будут считать акцией, и что он как формальный акционер – и как человек, который не просто жил в Панаме, но жил в Панаме – поможет шотландцам расселиться. Но Паттерсон и компания его бросили, поэтому Уивер отшвырнул их, не рассказав о «подводных камнях» и особенностях жизни на перешейке. Ну вот так всё и закончилось. Сам Уивер умер в Лондоне в 1705 году. Пятнадцать лет спустя, после того как буря утихла и две страны объединились в Соединенное Королевство, острова потрясла новая «схема», которая обанкротила Великобританию. Конечно, речь идет о так называемой «Компании Южного моря», но об этом позже.
***********************
Подпишитесь на мой Telegram-канал — пост там был опубликован неделю назад.
Я также веду стрим истории — подписывайтесь, чтобы получать уведомления. Запись можно найти на моем канале.
Книги в переводе моего автора.
[Моя] Длинная статья о британской колонизации Шотландии 4Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Шотландская колония в Дариене: мечта, обернувшаяся катастрофой.