В этой статье мы углубимся в тему древних наводнений, выходя за рамки письменных источников. Поскольку объём материала слишком велик для одного повествования, мы рассмотрим его по частям. Начнём с истоков мифа о великом потопе в иранской традиции, исследуем его связь с реальными природными катастрофами и попытаемся определить их возможное время и географию.
Мифологический исток: Авеста о грядущей зиме и потопе
Обратимся к тексту Вендидад («Законы против дэвов»), входящему в зороастрийскую Авесту. В нём бог Ахура Мазда предупреждает праведника Йиму (Имму) о приближении суровой, губительной зимы, которая уничтожит мир снегом, «глубоким, как океан». Чтобы спастись, Йима должен построить убежище — Вар (или Вару). В этом укреплённом сооружении, описанном как вал или ограждение, он разместит «семена» всего живого: лучших людей, животных, растения и огни. В тексте подробно описывается конструкция Вары с концентрическими кругами, проходами и световыми люками, построенная путём утрамбовывания земли, «как лепят мокрую глину».

Фотографии, привлекающие внимание
Общие индоиранские корни: параллели с «Ригведой»
Сходные мотивы встречаются и в древнеиндийском эпосе «Ригведа», где упоминаются временные укрепления — «самвараны» (загоны для скота), куда укрывались во время муссонных паводков. Учёные сходятся во мнении, что эти параллели восходят к эпохе, когда предки индоариев и иранцев составляли единый индоиранский народ. Общность древнейших пластов «Авесты» и «Ригведы» настолько велика, что при лингвистическом анализе порой сложно отличить один текст от другого. Описание фортов в обоих источниках схоже: это круглые или овальные концентрические сооружения из земли, глины или камня, с частоколами и рвами, служившие убежищем во время сезонных наводнений или опасности.
Археологический поиск: где искать прообраз Вары?
Возникает вопрос: какому реальному прототипу могли соответствовать эти мифологические укрепления? Ближайшие аналоги на путях миграции индоиранских племён обнаруживаются на территории Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. Однако эти крепости, связанные с развитым земледелием, появились слишком поздно (конец II тыс. до н.э.) и не соответствуют описанию пастушеского общества «Авесты» и «Ригведы».
Более вероятным кандидатом является синташтинская археологическая культура (примерно 2200–1900 гг. до н.э.), расположенная на Южном Урале и в Северном Казахста. Многие исследователи видят в ней общую культуру древних ариев или протоиранцев.

Ареал синташтинской культуры выделен темно-красным цветом.

Усовершенствованная планировка поселения Аркаим на основе материалов микромагнитной съемки (а) и раскопок (б)
Архитектура синташтинских «городов-крепостей»: сходство с мифом
Поселения синташтинской культуры, такие как знаменитый Аркаим, поражают своей сложной и продуманной архитектурой. Это были круглые или овальные крепости с мощными оборонительными стенами, сложенными из деревянных каркасов, заполненных утрамбованной глиной и землёй, и рвами. Внутри располагались жилища, примыкавшие друг к другу, образуя кольцо. Часто присутствовали две концентрические стены и радиальные перегородки, создававшие сложную внутреннюю структуру. Перемещаться можно было по крышам или по узким внутренним улочкам с дренажными канавами. Эта планировка, напоминающая лабиринт, функционально соответствовала описанию Вары — укреплённого убежища, рассчитанного на автономное существование.

Городище Аркаим (расшифровка ниже)
Городище Аркаим (по данным интерпретации аэрофотоснимков 1956, 1974 и 1978 гг.). 1 – руины оборонительных стен городища; 2 – рвы, искусственные каналы; 3 – жилые углубления; 5 – хозяйственные постройки; 6 – следы древнего земледелия – «Аркаимский огород»; 7 – ложе искусственного водоема; 8 – руины плотины; 9 – небольшие понижения и ямы; 10 – Александровский курган; 11 – подпрямоугольная структура, представленная микрорельефами в виде чередующихся гряд и цепочек ям; – древняя дорога; 13 – криволинейный контур; 14 – край пойменных террас.
Интересно, что форма укреплений (круглая, овальная, квадратная) могла варьироваться даже в одном регионе, что некоторые учёные связывают с периодом разделения единого индоиранского массива на отдельные группы — индоариев и иранцев.
От сложных крепостей к простым поселениям: андроновская культура
Сменившая синташтинскую андроновская культура (около 2000–1150 гг. до н.э.), которую часто ассоциируют уже непосредственно с иранскими племенами, имела более простые поселения. Это были ряды жилищ вдоль реки, защищённые рвом и частоколом. Однако ключевая черта — расположение у воды — сохранилась.

Связь с реальными наводнениями: гипотеза о природном катаклизме
И здесь мы возвращаемся к главной теме — наводнениям. Синташтинские и андроновские поселения строились в поймах рек, подверженных весенним паводкам. Современные катастрофические наводнения в тех же регионах (например, в Казахстане в 2024 году) наглядно демонстрируют масштаб угрозы.

Красным цветом отмечены регионы Казахстана, где объявлено чрезвычайное положение из-за наводнения 2024 года.
Можно выдвинуть обоснованную гипотезу: память о необычайно суровой зиме и последовавшем катастрофическом весеннем половодье, которое превращало степи в огромное море, сохранилась в мифах. В таких условиях укреплённые поселения-«вары», расположенные на возвышенностях, действительно становились единственными островками спасения на многие километры вокруг. Жителям приходилось герметично закрываться в них, пережидая стихию. Упоминание в «Авесте» о «лютом холоде» может коррелировать с глобальным климатическим событием — плювиалом (засухой) около 4200 лет назад, которое могло вызвать экстремальные погодные аномалии. Таким образом, иранский миф о потопе и Варе Йимы, вероятно, является отголоском реальных природных катастроф, пережитых предками иранских племён в эпоху бронзы на просторах Южного Урала и Казахстана.
[Моя] История (Наука) Культура Мифология Иранская синташтинская культура Длинный пост 6Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Доисторические потопы. Истоки иранского эпоса.