К осени 1940 года потери, понесенные британским торговым флотом в битве за Атлантику, были настолько велики, что Великобритания не смогла бы их восполнить, даже если бы захотела. В Северную Америку спешно была отправлена специальная миссия с задачей привлечь американских и канадских производителей к строительству торговых судов для британских интересов. В ответ на просьбу о помощи США в конце 1940 года запустили «План чрезвычайного судостроения», предусматривавший строительство 200 транспортных кораблей. По американским расчетам, этого было достаточно, чтобы впервые обеспечить надежность линий снабжения между Северной Америкой и Великобританией и ее заморскими колониями.
При постройке кораблей первостепенное значение имеют вместительность и быстрота постройки (скорость и изящные линии мало кого интересуют). Когда были спущены на воду первые корабли, даже повидавшие все это моряки называли их «гадкими кораблями», и прозвище «гадкий утенок» прочно закрепилось за этими кораблями. В официальных документах эти транспорты гордо назывались кораблями «Либерти Флит», и вскоре этот термин стал применяться ко всем таким кораблям – «Либерти» («Свобода»).
бесплатный транспорт
Однако взрывной рост производства вскоре затронул все оборонные отрасли американской промышленности, в том числе из-за запуска масштабной программы расширения военно-морского флота. Военно-промышленный комплекс война 1941-42 годов не затронула. Серьезная нехватка ресурсов, естественно, сразу сказалась на «чрезвычайном плане кораблестроения», который в глазах представителей флота считался малоприоритетным. Судостроительные заводы фактически сталкиваются с голодной нормой стали, нефти, бензина, смазочных материалов, двигательного оборудования, различных видов судового оборудования и трудовых ресурсов. Многим из них приходилось импровизировать.
В ходе одного из производственных циклов пенсильванская верфь лишилась специальных клеев и смазок для стапелей, без которых спуск корабля на воду был бы невозможен. Техническая операция проводится следующим образом: под днище лодки подкладывают скользящую платформу (неподвижный фундамент) и на нее укладывают спусковую лыжу. Опоры снимаются, и корпус садится и скользит по направляющим. Материал горки и горки – дерево. Предварительно высушенные полозья и поверхности скольжения заполняются специальной парафиновой мастикой, сглаживающей шероховатости древесины. После застывания мастики образуется твердый слой с гладкой поверхностью, поверх которого собственно наносится смазка скольжения (твердый спирт, технический вазелин или вазелин). При спуске на воду корабля водоизмещением 50 000 тонн он расходует от 10 до 15 тонн глины и смазочного масла.
Состоялось срочное производственное совещание, на котором руководство верфи поставило четкую задачу – быстро найти дешевую альтернативу техническим смазкам. Всем ясно, что необходимо вернуться к животным жирам (свиному и бараньему жиру, китовому жиру и т д.), от которых отказались после появления смазочных материалов на нефтяной основе 20-30 лет назад. Однако эти ресурсы также оказались недоступными (из-за высокой стоимости, недостаточного количества, длительных сроков доставки и разграбления военнослужащими всего, что попадалось под руку).
Внезапно эксперт вспомнил фильм Чарли Чаплина: мужчина шел, поскользнулся на банановой кожуре и упал. - банан! Вы должны попробовать банан! Дешево, приятно и, что самое приятное, вся Латинская Америка у вас под рукой. Судостроители попробовали это и обнаружили, что, покрыв горку слоем спелых, неочищенных бананов, они действительно могут спустить лодку на воду.
Технология работала хорошо, пока руководство верфи не решило сократить расходы и закупить более дешевые зеленые бананы. Они кажутся гладкими, но не такими теплыми, как зрелые. В первый и единственный раз, когда был использован зеленый банан, лодка продвинулась на треть пути, прежде чем прочно застряла. Почти двое суток ушло на то, чтобы выкопать киль и спустить корпус на воду. После этого на верфях использовались только спелые бананы.
Судостроение Решенные проблемы Второй мировой войны Военная история Транспорт Длинный пост 7Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как бананы спасли судостроителей.