К осени 1940 года британский торговый флот понес катастрофические потери в битве за Атлантику. Восполнить их собственными силами Великобритания уже не могла. В поисках спасения за океан была направлена специальная миссия с целью привлечь американские и канадские верфи к строительству судов для британских нужд. В ответ США в конце 1940 года инициировали «План чрезвычайного судостроения», нацеленный на создание 200 транспортных кораблей. По американским оценкам, этого флота должно было хватить для обеспечения надежной связи между Северной Америкой, Великобританией и ее колониями.

«Гадкие утята» флота
При проектировании этих судов во главу угла ставились два критерия: максимальная вместимость и скорость постройки. Вопросы скорости хода или изящества линий корпуса отошли на второй план. Когда первые корабли этого типа были спущены на воду, даже бывалые моряки были шокированы их видом, окрестив «гадкими кораблями». Прозвище «гадкий утенок» прочно за ними закрепилось. Однако в официальных документах они гордо именовались судами «Либерти Флит» (Флот Свободы), и вскоре короткое название «Либерти» стало нарицательным для всей этой серии.

Война ресурсов
Однако взрывной рост военного производства вскоре охватил все оборонные отрасли США, особенно после запуска масштабной программы по расширению военно-морского флота. К 1941-1942 годам промышленность столкнулась с жесточайшим дефицитом. «Чрезвычайный план судостроения», который военные моряки считали второстепенным, особенно пострадал от нехватки ресурсов. Судостроительные заводы столкнулись с настоящим голодом: не хватало стали, нефтепродуктов, двигателей, судового оборудования и даже рабочих рук. Верфям приходилось идти на отчаянную импровизацию, чтобы выполнять планы.
Проблема со спуском на воду
Одна из пенсильванских верфей в разгар производственного цикла осталась без специальных составов для спуска кораблей. Технология того времени требовала использования парафиновой мастики для выравнивания деревянных стапелей и спусковых полозьев, а также толстого слоя специальной смазки (технического вазелина, твердого спирта) для обеспечения скольжения. Для судна водоизмещением в 50 000 тонн на один спуск могло уходить до 15 тонн таких материалов. Без них спустить огромный корпус на воду было физически невозможно.
Поиск альтернативы
На экстренном совещании руководство верфи поставило задачу: найти дешевую и доступную замену дефицитным смазкам. Первой мыслью было вернуться к старым методам — использовать животные жиры (бараний, свиной, китовый), от которых отказались с приходом нефтепродуктов. Но и эти ресурсы в условиях войны оказались недоступны: они были слишком дороги, их не хватало, доставка занимала много времени, а армия и флот имели на них первоочередное право.
Гениальная догадка
Решение пришло из неожиданной области. Один из инженеров вспомнил комедийный фильм Чарли Чаплина, где герой поскальзывался на банановой кожуре. Его осенило: а что, если попробовать бананы? Фрукты были дешевы, их в изобилии поставляла Латинская Америка, и они обладали нужными скользящими свойствами. Судостроители рискнули и покрыли спусковые пути слоем спелых, неочищенных бананов. Эксперимент блестяще удался — корабль благополучно сошел на воду.
Урок экономии
Новая технология отлично работала, пока руководство верфи, пытаясь сэкономить, не закупило более дешевые зеленые бананы. Их кожура оказалась недостаточно скользкой. В результате корабль, спущенный на таких «лыжах», прошел лишь треть пути и намертво застрял. Почти двое суток ушло на то, чтобы подвести под корпус новые опоры и завершить спуск. После этого дорогостоящего инцидента на верфи строго-настрого приказали использовать только спелые бананы, и производство снова пошло как по маслу, вернее, по банановой кожуре.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как бананы спасли судостроителей.