В эпоху Средневековья католическая церковь была не только духовным центром, но и мощнейшим политическим и экономическим институтом. Она регистрировала ключевые события жизни, от крещения до погребения, и владела обширными землями, эксплуатируя труд крестьян наравне со светскими феодалами. Однако к XVI веку в Европе начались глубокие перемены: зарождающаяся буржуазия стремилась ограничить влияние и финансовые аппетиты церкви, а среди простого народа росло недовольство её поборами и моральным разложением духовенства. Это стало питательной средой для мощного религиозного и социального движения — Реформации.

Традиционно отправной точкой Реформации считается 31 октября 1517 года, когда немецкий монах и богослов Мартин Лютер обнародовал свои знаменитые «95 тезисов». В них он резко критиковал практику продажи индульгенций и саму идею о том, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком. Лютер провозгласил, что спасение достигается исключительно личной верой, а не обрядами или пожертвованиями. Несмотря на отлучение от церкви и объявление вне закона, его идеи, поддержанные немецкими князьями, быстро распространились по Европе. Важнейшим шагом стал перевод Библии на немецкий язык, сделавший Священное Писание доступным для мирян и подрывавший монополию духовенства на толкование веры.

Хотя сам Лютер позднее осудил радикальные социальные выступления, такие как Крестьянская война в Германии, запущенный им процесс уже было не остановить. Его учение дало импульс для возникновения различных протестантских течений, что ввергло континент в череду затяжных и кровопролитных религиозных конфликтов.

Реформация во Франции и рождение гугенотов
Во Францию идеи Реформации принесли последователи швейцарского проповедника Жана Кальвина. Французских протестантов стали называть гугенотами. Первоначально король Франциск I относился к ним терпимо, но после ряда резких выпадов против католицизма начались жестокие гонения: костры инквизиции, запреты на богослужения и конфискация литературы. Несмотря на репрессии, к 1560 году протестантами было уже около 10% населения страны, включая многих представителей знати.

Ситуация обострилась после смерти короля Генриха II в 1559 году. Престол унаследовал его несовершеннолетний и болезненный сын Франциск II, при котором власть сосредоточилась в руках влиятельного католического клана Гизов. Их непримиримая позиция по отношению к гугенотам спровоцировала ответные действия. В 1560 году протестантская знать организовала Амбуазский заговор с целью захвата короля и отстранения Гизов от власти. Заговор был раскрыт и жестоко подавлен, что положило начало открытым вооружённым столкновениям, известным как Религиозные (или Гугенотские) войны.

Хрупкий мир и свадьба, которая стала предвестником резни
После скоропостижной смерти Франциска II регентом при малолетнем Карле IX стала его мать, Екатерина Медичи. Она пыталась лавировать между враждующими партиями, проводя политику компромисса и издавая эдикты о веротерпимости. Однако периоды хрупкого мира сменялись новыми вспышками насилия. К 1572 году, после очередного раунда войн, был заключён Сен-Жерменский мир. Чтобы скрепить примирение, Екатерина Медичи решила выдать свою дочь Маргариту Валуа за лидера протестантов Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV).

Свадьба, состоявшаяся в Париже 18 августа 1572 года, собрала в столице множество знатных гугенотов. Это вызвало сильное раздражение у парижан-католиков, и без того недовольных экономическими трудностями. Обстановка в городе накалилась до предела.

Покушение и кровавая развязка
22 августа на жизнь адмирала Гаспара де Колиньи, влиятельного лидера гугенотов и советника короля, было совершено неудачное покушение. Протестанты были в ярости и требовали правосудия. Опасаясь мести и нового витка войны, королевский совет во главе с Екатериной Медичи принял роковое решение: упредить удар и уничтожить гугенотскую элиту, собравшуюся в Париже.
В ночь на 24 августа, в канун дня святого Варфоломея, по сигналу колокола городская стража заблокировала ворота Парижа. Заговорщики-католики, помеченные белыми крестами на шляпах, начали методичную расправу. Первой жертвой стал адмирал Колиньи. Затем убийцы ворвались в Лувр, где перебили свиту Генриха Наваррского. Сам принц спасся, срочно перейдя в католицизм.

Вскоре организованная резня переросла в стихийную бойню. Подогреваемые фанатизмом и слухами, парижане начали убивать всех, кого подозревали в протестантизме, не щадя женщин, детей и стариков. Кровавая вакханалия продолжалась несколько дней, а волна убийств прокатилась и по другим городам Франции.

Последствия и итоги Варфоломеевской ночи
Точное число жертв трагедии неизвестно и оценивается историками от 5 до 30 тысяч человек. Около 200 тысяч гугенотов были вынуждены бежать из страны. Это событие стало переломным моментом в Религиозных войнах. Хотя папа Григорий XIII отчеканил в честь резни памятную медаль, большинство европейских монархов, включая Ивана Грозного, её осудили.

Варфоломеевская ночь на десятилетия углубила раскол во французском обществе, оставив в памяти протестантов образ католицизма как кровавой и нетерпимой религии. Войны продолжались до 1598 года, когда взошедший на престол бывший гугенот Генрих IV, «парижский король, стоивший мессы», издал Нантский эдикт, даровавший протестантам свободу вероисповедания и положивший конец самой долгой и разрушительной гражданской войне в истории Франции.

Средневековая Франция История (Наука) Религия Христианство Протестантская ересь Резня Варфоломеевская ночь Прошлое Образование Война Европа Церковь Католическая церковь Папа Римский Длинный пост 6
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Варфоломеевская ночь". Религиозные войны во Франции.