Добро пожаловать в мир древних славянских верований!
Ранее мы обсуждали нечистую силу, обитающую рядом с жильём человека. Сегодня же наш путь лежит к водоёмам — местам, полным тайн и опасностей.

Славянский фольклор населял окружающий мир множеством чудесных существ, чья судьба была тесно переплетена с человеческой жизнью. Они селились в опасных, пограничных местах, куда людям всё равно приходилось ходить по своим надобностям. Вода была одним из таких ключевых и противоречивых мест.
Двойственная природа воды
В мифологическом сознании вода обладала двойственной сущностью. С одной стороны, она была источником жизни: родники, небесная влага, животворящие реки. Родник, бьющий из матери-земли, считался чистым и благословенным местом.
С другой стороны, существовала вода иная — тёмная и опасная. Застойные болота, коварные водовороты, стремительные потоки несли в себе угрозу гибели. Это была стихия смерти, олицетворение нижнего мира и граница между мирами живых и мёртвых. Под гладкой поверхностью мог таиться кто угодно, и эта неизвестность порождала страх и множество легенд.

Водяной — хозяин водной стихии
Начнём с самого известного водного духа. Водяной (или водяник, водовик) — это обобщённое название злого духа, повелителя рек, озёр и болот. В разных регионах его знали под именами: болотник, лозник, ичетик, сирикун. Его характер и отношение к людям сильно зависели от «характера» самого водоёма: дух спокойного родника мог быть добрее, чем дух бурной реки.
С приходом христианства все эти разнообразные духи были «унифицированы» и объявлены нечистой силой, а их образы со временем начали сливаться с другим популярным персонажем — русалкой.

Водяной считался полновластным хозяином своей стихии. У него нужно было просить разрешения набрать воды или порыбачить, часто — ценой небольшой жертвы. Все несчастные случаи на воде приписывались его проделкам: он мог утащить человека на дно, защекотать до смерти или просто утопить ради забавы. В народных представлениях это был жестокий и капризный дух.
Смерть в воде считалась гибелью «неправильной», преждевременной. Такой утопленник не мог присоединиться к миру предков и часто сам превращался в злобного духа, вынужденного вредить живым.

Внешний вид водяного описывали по-разному: как лохматого старика, покрытого тиной и илом, как огромную рыбу или даже в образе собаки.

Мельник — пограничная фигура между мирами
Менее очевидным, но не менее мифологизированным персонажем был мельник. Почему же он попал в список «водной нечисти»? Всё дело в месте его работы.
Мельница всегда стояла на отшибе, у воды, на границе обжитого мира и дикой природы. Она работала благодаря стихии воды, а значит, находилась под покровительством или влиянием водяного. Шум колёс и странные механизмы казались людям чем-то колдовским, связанным с потусторонними силами.

Существовали поверья, что при строительстве мельницы водяному приносили «чёрную» жертву — чёрного петуха или кошку, закапывая их живьём в основание. Это должно было умилостивить духа.
Сам мельник, обладавший особыми знаниями и постоянно контактировавший с «тем» миром, вызывал у односельчан подозрения. Он казался им богатым, но скупым, вечно покрытым белой мукой, почти колдуном. Ходили слухи, что он вступает в сговор с водяным и даже приносит ему человеческие жертвы — заблудших путников.

Обратите внимание: Вот как надо курить. Летающая подводная лодка СССР. Статья для тех кто хочет поржать.
Русалка — самый сложный и противоречивый образ
Русалка — пожалуй, самый известный, но и самый неоднозначный персонаж. Важно понимать, что классический образ русалки с рыбьим хвостом — это позднее заимствование. В исконно славянской мифологии русалка была девушкой с ногами, часто сидящей на ветвях деревьев у воды.
Согласно поверьям, русалками становились девушки, умершие неестественной, «неправильной» смертью до замужества: утопленницы, самоубийцы, умершие от тоски. Они были вынуждены доживать свой не прожитый век в этом образе, находясь между мирами.

Русалка представлялась красивой девушкой с бледным лицом и очень длинными распущенными волосами (распущенные волосы у славян были признаком потустороннего). Её характер также был двойственным: она могла быть и злой, и доброй.
Чаще всего русалки описывались как озорные и опасные существа. Они могли защекотать до смерти зашедшего в лес мужчину, заманить в омут или наслать болезнь. Но также существовали сюжеты, где русалки выступали в роли матерей, кормящих заблудившихся детей, или дарительниц удачи.

Образ русалки сочетал в себе несколько символов: это и нежить, и воплощение нереализованной женской силы, плодородия и сексуальности. Их вред часто воспринимался как бессознательный, подобный проказам ребёнка, не понимающего последствий своих действий.

Интересно, что русалки были не только водными духами. Существовали и полевые русалки, но это уже тема для отдельного рассказа.

Спасибо всем, кто дочитал, поставил лайк или оставил комментарий. Отдельная благодарность пользователям @yul56890, @Martik24, @tarasik1991, @Irondella, @Meiyouminzi, @RozaDin.
Оставайтесь на связи!
[моё]Русалка Славянская мифология Шутка Пересказ Пятничная метка Моя Длинный пост 15Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Славянская мифология. Водная нечисть.