Великий пост и Масленица в дореволюционной России: традиции, быт и духовная жизнь

Жизнь по церковному календарю

А.И. Корзухин «Перед исповедью» (1877)

В Российской империи ритм повседневной жизни был тесно связан с православным календарем. Религиозные традиции, верования и обычаи формировали уклад, а их несоблюдение часто осуждалось обществом. Как видно из мемуаров и дневников того времени, большинство людей, в той или иной степени, соблюдали праздники и посты, что было неотъемлемой частью национальной идентичности и культуры.

Широкая Масленица: пир перед воздержанием

Подготовкой к строгому Великому посту служила Масленичная неделя, которую также называли «мясной» — в это время мясо уже не ели, но позволялись все другие скоромные продукты. Главным символом праздника были, конечно, блины. Неделя сопровождалась ярмарками, народными гуляньями и катаниями на разукрашенных санях. Особенно бурное веселье с обжорством царило в последние четыре дня — с четверга по воскресенье, именуемые Широкой Масленицей. В воскресенье совершались древние обряды, уходящие корнями в язычество, такие как сжигание соломенной куклы — Масленицы.

Б. М. Кустодиев «Масленица» (1919) Национальный музей Республики Беларусь, Минск

Завершалось веселье Прощеным воскресеньем, когда люди просили друг у друга прощения, чтобы вступить в пост с чистой душой. Иван Бунин в «Жизни Арсеньева» вспоминал, как в этот вечер в доме все становились «кроткими, смиренно кланялись друг другу».

Начало Великого поста: от веселья к строгости

Великий пост длился 48 дней и предполагал не только пищевые ограничения (отказ от мяса, молока, яиц), но и воздержание от свадеб, увеселений и супружеской близости.

Первый день поста — Чистый понедельник — должен был быть особенно строгим. Однако многие еще не могли оправиться от масленичных излишеств. В разных губерниях существовали свои, подчас шумные, ритуалы «проводов» Масленицы: кулачные бои («вытряхивание блинов»), «козий карнавал» с украшенными животными или шествия с ряжеными, которые пели специальные песни-причитания. Традиционно в этот день также ходили в баню, что символизировало очищение.

В. Г. Перов «Прекрасный понедельник» (1866 г)

Быт и воздержание во время поста

Теоретически поститься должны были все с трех лет, но к детям относились снисходительнее. Екатерина Андреева-Бальмонт в воспоминаниях ярко описывала тяготы поста в богатом купеческом доме: постная еда с запахом растительного масла, скудные трапезы и особое, торжественно-грустное настроение. Она, как и многие дети, поначалу ненавидела эту пищу, но позже, повзрослев, сама стремилась к строгому соблюдению правил.

Пост был особенно суров в первую и последнюю (Страстную) недели. По понедельникам, средам и пятницам самые благочестивые ели один раз в день холодную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешалось масло и вино. Рыбу можно было есть только в Благовещение, а икру — в Лазареву субботу. Любопытно, что раков не считали ни рыбой, ни мясом, поэтому их употребление не возбранялось. Однако в реальности эти строгие предписания соблюдались далеко не всеми и не всегда. Как писал в 1816 году помещик В.А. Левшин в книге «Русская кухня», многие просто переходили на «полупостный» стол с рыбой и молочными продуктами. Основу постного рациона составляли грибы, квашеная капуста, горох, ягоды и различные блюда на растительной основе.

С. А. Виноградов «Внутри церкви» (1880-е)

Духовная жизнь и светские развлечения

Пост был временем не только телесного, но и духовного очищения: покаяния, исповеди, причастия и размышлений. Митрополит Вениамин (Федченков) трогательно описывал, как в детстве, после общей исповеди, все в деревне становились «добрыми, нежными, тихими», а причастие ощущалось как большой праздник.

Однако светская жизнь полностью не замирала. Еще со времен Петра III в столицах во время поста давались концерты зарубежных артистов, а в аристократических кругах продолжались балы и приемы, что иногда вызывало недовольство ревнителей благочестия. Театральные представления, запрещенные ранее, были официально разрешены с 1876 года.

Степень строгости поста варьировалась. Кто-то, как скульптор Иван Мартос, со всей серьезностью соблюдал все правила, занимался тайной благотворительностью и посещал все службы. Другие ограничивались лишь некоторыми неделями или днями.

Вербное воскресенье: предвестие Пасхи

Шестая неделя поста, Вербная, знаменовала собой скорое окончание воздержания. В воскресенье, когда церковь вспоминает Вход Господень в Иерусалим, освящали ветви вербы (заменявшие пальмовые ветви). В городах устраивались шумные вербные базары и ярмарки, особенно любимые детьми. Там продавали не только вербу, украшенную лентами, но и всевозможные игрушки-забавы: «иерихонские трубы», «тещины языки», «американских резидентов» (стеклянные трубочки с фигуркой чертика внутри) и других «чертей» из проволоки. Царила атмосфера веселой, безобидной вольности.

За Вербной неделей следовала строгая Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Христа.

Н.К. Пимоненко «Чистый четверг» (1887)

Страстная неделя и подготовка к Пасхе

Пост в эти дни ужесточался. В Чистый четверг начинали активную подготовку к Пасхе: убирали дома, заготавливали особую «четверговую соль», пекли куличи, красили яйца. В церквях читались Двенадцать Страстных Евангелий, и верующие старались принести домой горящую свечу от этой службы. Суббота была днем тихого, напряженного ожидания главного праздника — Светлого Христова Воскресения, который становился всеобщей радостью, объединяя и глубоко верующих, и тех, кто просто чтил традиции.

С. Ю. Жуковский «Пасхальный натюрморт» (1915)

Постная кухня: рецепты из прошлого

В завершение — несколько примеров постных блюд из книги В.А. Левшина «Русская кухня» (1816), иллюстрирующих разнообразие и изобретательность традиционной кухни в период воздержания:

Сушеные грибы с хреном. Отваренные грибы заливали хреном, разведенным в квасе.

Ботвинья. Холодный суп на квасе со свекольной ботвой, крапивой, луком и огурцами. Существовал и пареный вариант на ржаной закваске.

Квашеная капуста в развал. Капусту растирали с постным маслом, солью, перцем и разводили квасом.

Горох в блоке. Отваренный и протертый горох формировали в горку, делали углубление и наливали туда масло.

Щи постные. Готовились из квашеной или свежей капусты с грибами, заправлялись соком мака, миндаля или конопли.

Кутья (коливо). Ячменная или пшеничная каша с маковым или ореховым молоком, подслащенная медом.

Солодовое тесто. Десерт из гречневой и ржаной муки, приготовленный на пару и заквашенный ржаным хлебом.

Источники:

Андреева-Бальмонт Е.А. «Воспоминания» (М., 1997)

Засосов Д.А., Пиджин В.И. «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»

В.А. Левшин «Русская кухня» (1816 г)

Федошук Ю. А. «Очевидные вещи в классике, или Энциклопедия русской жизни XIX века» (2006)

Обратите внимание: Какая премиум техника в игре World of Tanks, имеет самый большой фарм внутри игровой валюты,и будет нагибать в 2021!.

[моё] История России Российская Империя Пасхальные Традиции Длинный пост 6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Из дореволюционного быта. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.