Немецкий проект транзита персидского шёлка через Московию в XVII веке

История начинается с эпитафии, которую приводит Орейлий в своей книге. Надпись на могиле купца гласит:

Das Leben Hamburg gab, / Гамбург дал мне жизнь,

Hispanien den Muth, / Испания – Дух,

Гольштейн в восторге от Глюка: / Гольштейн в восторге:

Main toun den tod mir tout. / Мои дела принесли мне смерть.

Перевод Барсова. VI, 27, стр. 1038

Купец-авантюрист Отто Брюггеманн

Эти строки принадлежали Отто Брюггеманну, родившемуся в 1600 году в Гамбурге в семье коммерсантов. Унаследовав дело отца, он много путешествовал, побывав в Испании и Нидерландах, что пробудило в нём интерес к международной торговле. Среди его бумаг, изъятых при аресте, были такие документы, как «Отчет о богатстве Ост-Индской компании» и «Мемуары торговца Ост-Индской компании». В 1629 году он официально получил гражданство Гамбурга. Современники описывали его как человека, сочетавшего в себе черты светского плейбоя и благотворителя.

На изображении слева предположительно сам Брюггеманн (чьи портреты отмечают его южную, почти испанскую внешность) и его высокий покровитель — герцог Фридрих III Готторпский, чьи черты отдалённо напоминают взрослого Петра I. Интересно, что правнук этого герцога, Карл Фридрих, впоследствии женится на дочери Петра I, Анне Петровне, и станет отцом российского императора Петра III.

Амбициозный торговый проект

Детали первоначальных договорённостей между Брюггеманном и герцогом до конца не ясны, но суть проекта была утверждена. Новая торговая компания получила эксклюзивные права на 20 лет, а её штаб-квартира разместилась в резиденции герцога. Маршрут был спланирован грандиозный: из Киля через Ребель и Нарву в Новгород, затем в Ярославль и вниз по Волге через Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Оттуда путь лежал через Каспийское море прямо в Персию. Историческая ирония в том, что этот путь за 700-800 лет до того активно использовали викинги, везшие арабское серебро.

На карте подчёркнуты ключевые пункты маршрута: круглый Ярославль и Нижний Новгород крестообразной формы у слияния Оки и Волги. Жёлтым контуром выделены владения герцога Готторпского, граничащие с Данией, Швецией и Польшей.

Логистические расчёты и реалии

Изначально рассматривался альтернативный путь — из порта Фридрихштадт (города, основанного герцогом для голландских переселенцев) вокруг Скандинавии в Архангельск. Хотя это было далеко — около 3000 миль, — зато позволяло избежать шведских территорий. Однако в итоге выбор пал на сухопутно-речной путь через Россию.

Карта земель Шлезвиг-Гольштейн 1650 года показывает герцогские владения (жёлтым) с ключевыми точками: Фридрихштадт, Киль и Гамбург.

Обратите внимание: Китайцы создали танк спроектированный в СССР.

Отметим, что Кильского канала тогда ещё не существовало.

План предусматривал наём 200 солдат для защиты караванов от разбойников на Волге. Первое путешествие оценивалось в пять месяцев, обратный путь — в восемь. Посланник герцога даже заявлял шведам, что этот маршрут, длиной якобы всего 800 миль и проходящий по территории одной страны, полностью изменит логистику торговли с Востоком, сделав ненужными посредников и минимизировав издержки.

Однако вскоре выяснилась первая серьёзная ошибка в расчётах: реальное расстояние составляло не 800, а около 1800 миль. У Брюггеманна, увы, не было под рукой современных картографических сервисов.

Конкурентные преимущества и коммерческие ожидания

Несмотря на ошибку, проект имел свои плюсы. В сравнении с караванным путём от Алеппо, который пролегал через враждебные территории и зависел от верблюдов, русский маршрут позволял использовать сплав по рекам. Главным же преимуществом была возможность закупать шёлк напрямую у персидских производителей, минуя армянских посредников.

Расчёты прибыли были головокружительными. Интерес шаха Персии оценивался в 30–40 тысяч рейхсталеров. Проект преподносился не только как коммерческий, но и как политический удар по Османской империи, лишавший султана доходов, и как дело, «весьма служащее всем христианам». Ожидалось, что при ежегодном обороте в 6000 тюков шёлка компания сможет выплачивать дивиденды в 10-12% и быстро окупит вложения, обеспечив 100% прибыли — уровень, сравнимый с расцветом голландской Ост-Индской компании.

Международный контекст и старт предприятия

Успехи голландцев будоражили умы европейских предпринимателей. Уже в 1627 году Персия отправила послов в Нидерланды. Англия, Франция и Дания также вели переговоры с Россией о транзите в Персию. Переговоры же герцога Фридриха с испанцами зашли в тупик, что делало русский проект ещё более приоритетным. Опыт голландских колонистов, живших в Фридрихштадте, должен был стать ценным активом. Медлить было нельзя.

Летом 1632 года, получив окончательное одобрение герцога, Отто Брюггеманн отправился в Москву, чтобы начать переговоры о реализации своего грандиозного плана. Продолжение этой истории — в следующих главах.

[моё] Русская история Международные торговцы Ост-Индская компания Шелк Персия Волга Длинная почта 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Проект.