Истоки славянской мифологии: от индоевропейских близнецов и оленей до волков-проводников

Изучая славянское язычество, важно понимать, что его корни уходят гораздо глубже, в общее индоевропейское прошлое. Если отступить на тысячелетия назад, можно обнаружить верования, общие для огромных пространств от Европы до Азии. Однако последний ледниковый период и последующая изоляция народов привели к формированию региональных особенностей, из-за чего восстановить изначальную картину верований протоиндоевропейцев крайне сложно. В этой статье мы коснемся лишь одного пласта этих древних представлений, зародившихся задолго до появления славян как отдельной общности, — культа божественных близнецов и мифов, связанных с волками и собаками. Интересно, что эти два слоя мифологии оказываются тесно переплетены.

Культ божественных близнецов: от оленей к лошадям

В мифологиях разделившихся индоевропейских народов образ близнецов хорошо известен: это греческие Диоскуры («Сыновья Зевса») и индоарийские Ашвины («Всадники»).

Серебряный сестерций с изображением статуи Диоскура.

Обращает на себя внимание, что в обоих случаях близнецы связаны с конями. Это позволяет предположить, что они символизировали плодородие и процветание. Они олицетворяли созидательные мужское и женское начала, возникшие из единого источника. Этот архетип настолько глубоко укоренен, что его отголоски встречаются в мифах о Ромуле и Реме и во многих сказках.

Согласно реконструкциям, в протоиндоевропейской мифологии божественные близнецы-всадники были братьями богини зари и сопровождали ее в путешествии по небу. Позднее место зари мог занять солнечный бог. Изначально же это путешествие, вероятно, совершалось не на колеснице, а на лодке.

Здесь возникает закономерный вопрос: какая связь между этими близнецами и культом животных? Дело в том, что известные нам Диоскуры или Ашвины — это уже антропоморфные, «очеловеченные» образы. А до этого они были просто парой лошадей, впряженных в солнечную колесницу.

В славянской культуре миф о близнецах сохранился слабо. Одним из его отголосков можно считать изображения на фронтонах домов:

А также характерный архитектурный элемент — коньки на крышах:

Такой скат крыши с головами, смотрящими в разные стороны, может быть стилизованным изображением солнечной ладьи, нос и корму которой украшают головы животных. Эти коньки символизируют жеребцов-близнецов, и такая традиция распространена не только у славян, но и у балтов и германских народов.

Герб города Бухгольц-ин-дер-Нордхайде.

Однако лошади появились в мифах только после их одомашнивания. А до эпохи коневодства роль божественных близнецов выполняли олени.

Денарий в честь Четырнадцатого Парного легиона (Legio XIV Gemina).

Обратите внимание на этот римский денарий. Само название легиона — «Парный» (Gemina) — отсылает к идее близнецов. Рядом с орлом и знаменами изображен олень. Это, вероятно, отражение древнейшей стадии культа, когда божественные близнецы мыслились в зооморфном, а не человеческом облике. Изначально это были олени, которых после одомашнивания лошади в причерноморских степях сменили кони, а позже — всадники.

Олень был главным охотничьим трофеем, от которого зависело выживание племени. Его рога могли ассоциироваться с Мировым Древом, а сам зверь — быть проводником между мирами. Рождение двух оленят, как и человеческих близнецов, было редким и знаковым событием, что напрямую связывало образ оленя с идеями плодородия и удачи.

Находка из Пазырыкского кургана: лошади в масках с оленьими рогами.

Культ близнецов, соединенный с образом оленя, вероятно, сформировался в глубокой древности, еще до выделения индоевропейской общности.

Хеттское изображение бога на олене.

Волки против собак: стражи границ миров

Собака была одомашнена настолько давно, что найти останки ее дикого предка, волка, в контексте древних поселений сложно. В протоиндоевропейской мифологии собака (или волк) стала проводником и стражем на границе мира живых и мира мертвых. Интересно, что изначально этих стражей было двое — снова пара, близнецы. В греческой мифологии этот образ эволюционировал в двуглавого (а позже и многоголового) Цербера, а в скандинавской — в четырехглазого пса Гарма.

Геракл выводит двуглавого Цербера из Аида. Ок. 550-500 гг. до н.э.

Собака в мифах часто предстает как верный друг человека, но также может быть и предателем. Однако существовал и другой, более архаичный пласт, связанный с волком. У многих индоевропейских народов существовал обряд инициации, когда юношей на время изгоняли из общины для прохождения испытаний и «перерождения» в статусе взрослого воина. В этом переходном состоянии, на грани «смерти» и «нового рождения», они уподоблялись волкам — диким, асоциальным существам, антиподам «домашней» собаки. Так возник культ волка-оборотня, воина-волка.

Рядом с этим культом существовал и культ медведя, давший имя берсеркам. Мифы о вскормленных волчицей или медведицей героях (как Ромул и Рем или Парис) также восходят к этим древним обрядам перехода.

Бронзовая пластина VIII века из Швеции.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Ответ на пост «Славянская мифология. Культ животных».