Продолжаем наше путешествие в мир верований древних славян. Эта статья является частью цикла, посвященного славянской мифологии, и логически продолжает предыдущие материалы.

Прежде чем погрузиться в тему, важно сделать несколько важных оговорок. Изучение славянской мифологии — это область, где много гипотез и предположений, а достоверных письменных источников крайне мало. Мы не будем углубляться в сложный вопрос происхождения славянских племен, но важно понимать, кем были наши предки.
Слово «славяне», вопреки расхожему мнению, происходит не от «слава», а, вероятно, от «слово». Так называли людей, говорящих на понятном языке («своими словами»), в отличие от «немцев» — тех, кто изъяснялся непонятно («немо»). Славяне никогда не были единым монолитным народом с централизованным государством. Даже во времена Киевской Руси многие племена жили по родоплеменному строю, и у каждого были свои, отличные от других, культы и верования. Славяне делились на восточных, западных и южных, и их мифологические системы сильно разнились.
В этой статье речь пойдет преимущественно о верованиях восточных славян, но и среди них не существовало единого канона. Поэтому не стоит искать стройную систему, подобную древнегреческому пантеону. У славян не было единого храма или писания. Мы начнем не с мифов о сотворении мира (которые, безусловно, существовали, но в множестве локальных вариантов, не дошедших до нас в целостном виде), а с так называемых «низших» мифов — с поклонения животным.

Язычество и мир природы
Поклонение животным (зоолатрия) — краеугольный камень языческого мировоззрения. Чтобы понять его суть, нужно отрешиться от современного восприятия природы как покоренной и безопасной среды. Для древнего человека лес был полон смертельных опасностей, а дикие звери — не объектом любования, а реальной угрозой. Охота была не развлечением, а борьбой за выживание, где охотник сам мог стать добычей.
Язычество — это не просто примитивная вера в духов, а сложная система осмысления мира, попытка объяснить непонятные и пугающие явления. Почему бьет молния? Почему медведь нападает? Ответы на эти вопросы наши предки искали, наделяя природу и животных сакральным смыслом. Поклонение животным стало первым шагом человека к выделению себя из природы, признанию ее могущества и попытке выстроить с ней диалог.
Давайте рассмотрим самых почитаемых животных в мифологии восточных славян.
Волк — пограничник между мирами
Волк занимал особое место в сознании лесных жителей. Лес тогда был не местом для пикника, а границей обжитого мира, за которой начиналось царство хаоса, духов и смерти.

Волк воспринимался как существо, свободно пересекающее любые границы, в том числе между мирами живых и мертвых. Он был «чужим», но не обязательно враждебным — скорее, представителем иного, потустороннего племени. С волком связывали идею перемен и прихода нового: жениха из чужого рода называли «волком». Существовали обряды инициации, где юноши символически «умирали» и «перерождались» волками, становясь воинами. Волк считался защитником от злых духов.

Во время зимних святок (на солнцестояние) мужчины совершали ритуал переодевания в волков, надевая вывернутые мехом наружу шкуры. Это подчеркивало их связь с иным миром и было непрактично для обычной жизни, что только усиливало сакральность действа.

Добычу, унесенную волком в лес, часто воспринимали не как кражу, а как жертву, ожидая взамен удачи. Волка почитали как могущественного предка, его настоящее имя было табу (запрещено к произношению). Существуют даже легенды о целых родах «лютичей» — потомков волков.

Медведь — хозяин леса и символ плодородия
Если волк олицетворял движение и границу, то медведь был центром, владыкой потустороннего мира леса. Его настоящее имя также было табуировано. Известное нам слово «медведь» — это иносказательное прозвище («ведающий мед»), а одно из древних имен — «бер» (отсюда «берлога»).

Медведь символизировал необоримую силу природы, плодородие и богатство земли. Встреча с ним означала, что человек вторгся в его владения. Медведя считали более «человечным», чем волка: охотники отмечали, что снятый медвежий скелет похож на человеческий, а собаки лают на него так же, как на людей. Он воспринимался как «свой», но одичавший, превращенный в зверя. Существовали табу на поедание медвежатины и верования в оборотней-медведей. Медвежья лапа хранилась как мощный оберег для защиты скота («скотский бог»).

Лошадь — солнечный скакун и верный помощник
Лошадь почиталась за прямую связь с культом солнца, которое, вероятно, представлялось в виде небесного коня. Широко известны славянские обереги в виде коньков на крышах изб (отсюда и слово «конёк»). Подкова, найденная на дороге, считалась упавшей с копыта солнечного коня и была сильнейшим талисманом удачи.


Лошадь была незаменимым помощником в труде, войне и перемещении, ценилась выше других животных и также могла быть жертвенным животным.
Другие почитаемые животные
Лось и олень: Их ветвистые рога ассоциировались с солнечными лучами. Рога использовались как обереги.
Корова и бык: Символы жизни, изобилия и мужской силы соответственно.
Коза: Живой оберег, символ плодородия. Считалось, что домовой любит коз, а ведьмы их боятся.
Петух и заяц: Связаны с темой мужской плодовитости. Заяц, однако, часто был негативным символом, предвестником беды, «вместилищем нечистой силы».
Собака: Воплощение мира смерти и нечистоты, так как питается падалью. С ней связано множество ругательств и дурных примет. Собак не пускали в жилище. Интересно, что в сказках, где фигурируют и собака, и кошка, собака часто выступает помощником человека.


В разных регионах пантеон почитаемых животных мог меняться в зависимости от фауны. Возникает закономерный вопрос: если животных так почитали, почему их убивали и ели? В мифологическом сознании это не было противоречием. Сакральный, мифологический образ животного и реальный зверь сосуществовали. Выживание требовало охоты, а уважение к силе зверя проявлялось в ритуалах и табу.
На этом наш разговор о культе животных завершен. Отдельная благодарность сообществу @historia.maximum за консультации и поддержку.
В следующей статье цикла мы обратимся к нечистой силе в славянских поверьях.
Обратите внимание: Славянская мифология. Вступление.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Славянская мифология. Культ животных.