В XVII веке путь русского дворянина на государственной службе начинался в 15 лет с процедуры «новичного верстания» — получения первого поместного и денежного оклада. Молодой человек, становясь «новиком», мог быть зачислен в списки служилых людей (десятни) во время общего разбора, специального верстания новиков или, в редких случаях, непосредственно в воинских полках.

Вступая в ряды служилого сословия, дворяне и дети боярские приносили присягу (крестоцеловальную запись), клянясь в верности царю и его семье. Измена, участие в заговорах или самовольный отъезд к другому государю считались тягчайшими преступлениями. В своей клятве новик обязывался служить «не щадя головы своей, до смерти», не покидать службу без указа и не вступать в сношения с изменниками. Получив оклад, он приобретал полный статус служилого человека с правом на денежное жалованье и поместье. Первые годы его имя фигурировало в списках среди новиков, а затем перемещалось в общий перечень детей боярских, сгруппированный по убыванию поместных окладов.

Тяготы полковой службы
Служба делилась на несколько видов: дальнюю (полковую), ближнюю (гарнизонную) и осадную (городовую). Дальняя, самая тяжелая, начиналась весной, после распутицы. Дворяне украинных уездов выступали в поход около апреля, а замосковные — после Великого поста, ближе к концу месяца. Служилый человек обязан был явиться в указанный срок с оружием и конем, записанными в десятне. Уровень снаряжения напрямую зависел от благосостояния: самые состоятельные выезжали на аргамаках (породистых лошадях) в латах, с пистолями и саблями, в то время как большинство рядовых детей боярских служили в простых стеганых кафтанах (тягиляях), вооруженные луком, несмотря на распространение огнестрельного оружия. С собой брали провиант, фураж, слуг и должны были выставить определенное число даточных людей.

Дисциплина, иерархия и наказания
Служба обычно заканчивалась осенью, но могла быть продлена «по вестам» о военной угрозе. В полках дворяне распределялись по сотням, которыми командовали выбранные из их среды сотенные головы. В документах того времени четко прослеживается деление на «старых» (опытных) и «молодых» (недавно поступивших) служилых людей, причем тяжелые поручения часто перекладывались на последних, что власти пытались регулировать. Опоздание или неявка на службу карались строго: имя провинившегося заносилось в списки «нетчиков», что влекло за собой розыск, штрафы и сокращение окладов. Систематическое уклонение могло привести к полной потере поместья и статуса, превращению бывшего дворянина в «ярыжку» — бездомного нищего. Уехать со службы дозволялось лишь в исключительных случаях (смерть родственника, пожар) по особому разрешению Разрядного приказа.
Служба до гроба: взгляд со стороны
Суровость службы поражала иностранных наблюдателей. Шведский дипломат Петр Петрей с изумлением писал, что на службу забирали всех — старых, больных, немощных. Даже смертельно больной дворянин должен был отправиться в поход, иначе его поместье отбиралось. Государство рассматривало службу как безусловный и пожизненный долг. Понятие пенсии практически отсутствовало. Дворяне служили до 70 лет и старше, часто бок о бок со своими внуками. Уйти в отставку можно было лишь по состоянию здоровья после официального освидетельствования, да и тогда отставника могли привлечь к гарнизонной службе или канцелярским «посылкам».
Обратите внимание: Михаил Кошкин. Конструктор, посвятивший жизнь разработке Т-34.
Страх бедности и потери статуса был мощным мотиватором. Благосостояние дворянина целиком зависело от исправности его поместья и службы. Конная служба считалась «честной», в отличие от пешей, а занятие ремеслом или физическим трудом воспринималось как позор, «не совместный с званием». Власть поддерживала эти представления, напоминая о долге поддерживать «честь» рода и продолжать службу предков.Итог: служба как смысл существования
Таким образом, полковая служба была не просто обязанностью, а главным содержанием жизни уездного дворянина, определявшим его социальный статус, материальное положение и мировоззрение. Вне ее он терял свою идентичность. Дворянин XVII века был, по сути, «государевым холопом», обязанным служить везде и столько, сколько прикажут, что составляло основу военной системы Московского государства, часто непонятную иностранцам, привыкшим к договорным отношениям с наемными армиями.
По материалам: Козляков В. H. Служилый «город» Московского государства XVII века (От Смуты до Соборного уложения).
АрмияВоенныеИстория РоссииДворянеСлужбаДлиннопост 3Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Русские дворяне XVII века - служба длиною в жизнь.