Как добывали мрамор в 19 веке. Тивдийские каменоломни (Карелия)

По данным Олонецкого областного статистического комитета, лом был открыт в 1757 году и принадлежал конторе Олонецкого Петровского завода, а в 1768 году был передан Комитету по строительству Исаакиевского собора.

До 1807 года тивдинский мрамор дробили вручную и разрезали на прямые гладкие бруски (так называемые «куски») необходимого размера. В работах по сносу было задействовано до 42 государственных служащих и до 160 неоплачиваемых рабочих. Первая мраморокольная фабрика была основана в 1807 году и имела два цеха. Один обрабатывал мрамор, другой вручную.

в машинном отделении находилось до 10 пил (с 1845 г. — около 100), приводившихся в движение водой посредством валов и гидравлических колес. За день пила проникла в мрамор на 6-9 см, в зависимости от прочности камня. Для распиливания использовалась гладкая пила, а рабочие подсыпали под пильное полотно песок и воду. Для полировки мрамора использовали смолу и песок, а мрамор отполировали вручную, чтобы придать ему блестящий блеск.

В карьерах мрамор добывали с помощью бурения и порошкового взрыва. Для сверления использовалось железное долото со стальным наконечником и молотком.

двое рабочих смогли за один день просверлить отверстия глубиной до 35 см и диаметром 9 см, но по мере того, как они углублялись в мрамор, добыча, естественно, снижалась. Размер отдельных мраморных блоков варьируется от 1 куба до 1 куба. Арсин (около 900 кг) максимум 50 куб.м. Сажени (1200 тонн). Летом 1850 года был добыт один из крупнейших блоков весом 1800 тонн. А в 1902 году это стала рекордная партия в 10 000 тонн.

иллюстрация подготовки к снятию мраморных блоков в 1902 году. Размер блока 24х17х10 метров.

Массу расклинивали и дробили на куски путем сверления отверстий. После грубой резки его транспортируют на лошадях и повозках на завод для дальнейшей обработки. Некоторые изделия ручной работы весили до 2,5 тонн. Для Исаакиевского собора были завершены только черновые формы, а окончательное изготовление производилось на месте.

Путь от развилки до водного пути был трудным. Это расстояние приходилось преодолевать неоднократными грудами камней как по суше, так и по небольшим озерам и рекам. Масса блоков могла достигать более 16 тонн. Из рассказа капитана Соболевского в его историческом отчете об эвакуации 1839 года:

С середины декабря и до таяния снега отходы вывозят на санях к берегам Ладожского озера. Ежедневно для перевозки мрамора используется от 500 до 2000 лошадей и такое же количество проводников. К самому маленькому камню привязаны три лошади, к самому большому камню – шесть лошадей, а к самому большому камню – 130 лошадей. Мрамороносцы обычно совершают 28-колокольный путь от Ломки до берегов Ладожского озера за один день.

Еще более интересное ранее описание оставил финский пастор С. Алопеус в 1787 году:

Перевозка камней сухим путем очень дорога и сложна. Для этой цели изготавливают специальные сани из длинной и прочной березовой древесины. Корни деревьев образуют изгиб в начале бегуна. Они сделаны чрезвычайно прочными и облицованы железом, поэтому могут выдержать вес более 1000 фунтов. Используя большие рычаги и ворота для загрузки мрамора в сани, они используют столько лошадей, сколько им нужно на удачу. Перед санями к оглоблю привязывают несколько сильных лошадей, а затем на толстых, прочных веревках по дуге привязывают к гусям от 10 до 80 лошадей, в зависимости от веса груза. Лошадь, запряженная в оглобли, должна предварительно переместить груз с помощью рабочего. Затем, по крику возницы, вся вереница запряженных лошадей вдруг берет на себя ношу и бежит полурысью, пока не утяжелится. Останавливаться. Но чтобы это заработало, нужно приложить немало усилий

По книге "Разломы Тивдинского мрамора: (Петрозаводский уезд)" заместителя комиссара Олонецкой областной статистической комиссии А. Иванова, 1876 г

Российская Империя Технология мраморных карьеров История России Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как добывали мрамор в 19 веке. Тивдийские каменоломни (Карелия).