Техника, поднятая со дна водоемов и из болот, поначалу выглядит мрачным напоминанием о войне, сохраняя на себе следы времени и боев. Однако после кропотливой реставрации и покраски эти машины преображаются, становясь музейными экспонатами. Сравнительные фотографии «до» и «после» реставрации рядом с такими экспонатами — это мощный способ передать историю их второго рождения.
1. Немецкий тягач Sd.Kfz.8 из реки Волхов
Подъём тягача
Осенью 2021 года в Новгородской области поисковый отряд «Находка» совершил удивительное открытие. Изначально водолазы искали в реке Волхов советский танк Т-34, о котором ходили легенды среди местных жителей. Вместо этого они обнаружили и подняли на поверхность редкий немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.8, пролежавший под водой около 80 лет.
Несмотря на долгое пребывание в реке, машина сохранилась удивительно хорошо: целыми остались ходовая часть, корпус и даже радиатор. Ценной деталью стал солдатский ремень, который помог историкам установить воинскую часть, к которой принадлежал тягач. Считается, что машина затонула в ходе ожесточенных боев за плацдарм у населенного пункта Селище зимой 1941-1942 годов, когда советские войска отбросили противника за Волхов. Помимо тягача, на дне были найдены десятки противотанковых ежей. Сейчас уникальную технику готовят к реставрации, чтобы в будущем она заняла почетное место в музее.
2. Редчайший бомбардировщик «Дуглас А-20» в Балтийском море
Поднятый бомбардировщик со дна
Музей авиации в Кракове осуществил сложную операцию по подъему со дна Балтийского моря обломков американского бомбардировщика «Дуглас А-20», затонувшего в годы Второй мировой войны. Эта находка имеет огромную историческую ценность, поскольку на сегодняшний день во всем мире сохранилось лишь 12 экземпляров этого самолета. Каждая такая машина — это уникальный артефакт, позволяющий лучше понять историю авиации и ленд-лиза.
3. Экспериментальный танк Т-34 в украинском болоте
Танк после подъема
Настоящей сенсацией для военных археологов стала находка в селе Долгенькое. Там был обнаружен танк Т-34, но не обычный, а один из трех опытных образцов, выпущенных в самом начале Великой Отечественной войны. Его поиски были подобны детективному расследованию: исследователи прочесывали местность, общались с местными жителями и даже с так называемыми «черными» копателями.
Согласно воспоминаниям старожилов, в 1942 году экипаж, чтобы машина не досталась врагу, был вынужден ее подорвать, после чего она ушла под воду в болоте. С помощью специального оборудования, способного обнаруживать металл на глубине, археологи начали сложную операцию по извлечению. Первые части танка подняли несколько лет назад, а башню и броню удалось откопать лишь осенью 2010 года. Скорее всего, этот уникальный Т-34 станет жемчужиной коллекции одного из музеев, а поисковики не теряют надежды найти в Харьковской области и другие боевые машины.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
4. Штурмовик Ил-2 — будущий памятник у Крымского моста
У самолета сохранился корпус
В июне 2021 года со дна Черного моря у берегов Керчи был поднят советский штурмовик Ил-2, сбитый в 1943 году. Интересно, что экипажу тогда удалось спастись, а самолет, пролежав десятилетия на глубине 4,5 метра, был обнаружен исследователями. Несмотря на оторванные хвост и крылья, корпус машины сохранился remarkably well.
Сейчас самолет находится в Камыш-Бурунской бухте. После очистки от многолетних наслоений ила его планируют восстановить, используя запчасти от других машин. Цель амбициозна — создать из этого штурмовика монумент в честь летчиков, защищавших Крым. Памятник планируется установить при въезде на Крымский мост. На реализацию этого проекта, включая сбор средств, документов и деталей, может уйти около пяти лет.
5. Американские «Шерманы» с затонувшего сухогруза
Танки «Шерман»
В июле 2017 года со дна Баренцева моря были подняты американские танки M4 «Шерман». Они находились на борту транспортного судна «Томас Дональдсон», которое было торпедировано немецкой подлодкой в марте 1945 года неподалеку от Кольского залива. Экипаж судна спасся, а ценный груз, включавший также самолеты и паровоз, оказался на глубине более 50 метров.
Операция по подъему была крайне сложной и опасной. Водолазы в легком снаряжении работали парами, сменяя друг друга. Их задача заключалась в расчистке завалов на палубе и в трюмах и подготовке тяжелых машин к подъему. Время каждого погружения, учитывая работу на предельной глубине, строго ограничивалось 40 минутами. Эта операция стала свидетельством не только истории войны, но и высокого профессионализма современных спасателей.
Источник: тут, здесь, там, тут, здесь, тут, там
#танки #находки #самолеты #техникассср #великаяотечественнаявойна
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Самые необычные находки времен вов: подъём тягача, бомбардировщика, штурмовика и танков.