Два взгляда на крещение Перми: от жития Стефана до современной адаптации

Исследуя культ русских святых, я вновь обратился к фигуре Стефана Пермского. Это погружение открыло увлекательный мир зырянского фольклора и удивительный синтез христианских и языческих мотивов в искусстве. Стоит отметить, что тема крещения Перми — предмет острых дискуссий среди краеведов. По накалу страстей её можно сравнить с покорением Сибири или Кавказской войной — все эти события воспринимаются как вторжение «белых христиан» на земли, где их не ждали.

Стефан Пермский: миссионер или завоеватель?

В центре этой истории — Стефан Пермский, которому в некоторых нарративах приписывают едва ли не геноцид коми-пермяков. Согласно этой версии, он привёл московские полки, учинил расправу и насильно крестил местное население «огнём и мечом». Однако такая трактовка плохо согласуется с историческими источниками, хотя сторонники этой точки зрения утверждают, что свидетельства были намеренно уничтожены или скрыты московскими летописцами.

Споры вокруг личности Стефана укладываются в знакомый постколониальный нарратив: «Зачем москвичи пришли в наш край? Здесь и без них жили хорошо». Если обратиться к первоисточнику — «Повести о жизни» Стефана Пермского, составленной Епифанием Мудрым, — то образ святого действительно предстаёт в мрачных тонах. Речь идёт не столько о физическом насилии, сколько о представлении пермяков как отсталого, почти дикого племени, нуждающегося в просвещении.

Мотивы миссии: взгляд из XIV века

Почему же Стефан отправился с миссией в Пермь? Ответ находим у Епифания: потому что эти земли пребывали в «первоначальном прельщении идолопоклонства», не были просвещены крещением и не знали христианской веры. Более того, согласно житию, к пермякам не приходил ни один апостол, в отличие от других народов. Эту историческую «несправедливость» и исправил в 1380-х годах Стефан.

Это только Стефан Пермский и сотник Пама

Встретили его, мягко говоря, без восторга. Зыряне не раз пытались убить миссионера — огнём, мечом и стрелами. Но, как повествует житие, Господь каждый раз являл чудо, и Стефан оставался невредимым. Описывается, что пермяне «единодушно ополчились против него», натягивали луки со смертоносными стрелами, но страстотерпец не устрашился, воспринимая их стрелы как «младенческую стрельбу».

Стефан разрушает идолов и строит церковь

По сути, действия Стефана в житии описаны как духовная борьба, а не военный поход. Он ходил по землям, строил церкви, в праведном гневе низвергал языческих идолов. Когда возмущённые пермяки брались за топоры, он увещевал их «добрыми словами». В конечном счёте его проповедь принесла плоды: многие зыряне приняли христианство. Стефан начал обучать их грамоте и продолжил борьбу с пережитками язычества.

Противоборство с сотником Памом

Главным оппонентом Стефана в житии выступает языческий жрец (сотник) Пам (или Пан), который «совращал» новообращённые души. Их противостояние было ожесточённым. После долгих споров они сошлись в испытании веры, в котором волхв, естественно, проиграл и был изгнан своими же соплеменниками. Интересно, что Стефан, одержав победу, отпускает Пама на свободу.

Обратите внимание: Вопреки образам в кино и играх, кистень обладал сравнительно небольшой и легкой ударной частью.

Современный взгляд: адаптация для нового поколения

Если выйти за рамки канонического жития и Википедии, можно обнаружить литературные адаптации этой истории на русском и зырянском языках. Сюжетная канва сохраняется, но с одним принципиальным изменением: образ пермяков-язычников кардинально меняется. Они уже не представлены как «скот» или дикари. В этих версиях пермяки, устюжане и москвичи живут в одном культурном пространстве, торгуют, учат языки друг друга и признают различия в верованиях. Это выглядит гораздо достовернее с исторической точки зрения, ведь отношения коми со славянами включали не только конфликты, но и активный торговый и культурный обмен.

Стефан срубает волшебную коми березку (осуждаем)

В этих адаптированных текстах, часто предназначенных для детей, сотник Пам предстаёт не коварным интриганом, а уважаемым лидером и хранителем традиций своего народа. Он открыто и с достоинством бросает вызов Стефану, предлагая честное испытание веры: пройти через огонь, ледяную воду и словесный поединок. Это диалог равных, проникнутый взаимным уважением и понятиями чести.

Стефан побеждает могущественного вычегдского колдуна Корта Эйке (Железного тестя)

Исход испытания в этой версии также иной. Пам, осознав своё поражение, с честью его принимает, признаёт силу христианского Бога и уходит со своими сторонниками на Урал, а не подвергается унижению и изгнанию.

Два прошлых — какой образ выбрать?

Возможно, такая «цивилизованная» версия событий кажется слишком идеализированной. Однако в спорах о коллективной исторической вине, уходящей корнями в глубокое прошлое, реалии XIV–XV веков часто игнорируются. Современные адаптации предлагают компромиссный образ прошлого, в котором находится место для обеих сторон — и для миссионерского рвения Стефана, и для достоинства и богатой культуры коренного народа коми. Этот подход позволяет уйти от чёрно-белой картины и увидеть в истории не только конфликт, но и сложное переплетение судеб.

Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю»

[моё]Средние века История РоссииКомиПермьХристианствоРелигияСвятыеСтефанТекстДлинный пост 1 Эмоции

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Крещение Перми: два образа прошлого.