По собственному опыту мы давно уяснили: создание новой машины – дело трудное и не быстрое. Сначала появляется информация о концепции перспективной модели, через пару лет – примерные характеристики, потом фотографии дизайна кузова, опытные образцы, переналадка конвейера, и через несколько лет с начала разработки модель попадает к покупателю.
Так, например, от проекта легкового автомобиля «Калина» (1993 год) до создания прототипа (1999 год) прошло шесть лет, а первую машину Волжский автозавод выпустил только в 2004 году. А как же разрабатывали новые танки во время Великой Отечественной войны? На полях сражений шли бои не только между людьми, но и между конструкторами, и нужно было быстро отвечать новыми техническими решениями на изменение толщины брони, вооружения танков противника.
Советский Союз встретил немецкую агрессию с легким танком Т-40, который был разработан еще перед войной. Он получился простым, надежным и дешевым, но с началом боевых действий выяснилось, что по показателям бронирования и вооружения Т-40 не соответствует поставленным перед ним задачам. Исходя из этого, Государственный Комитет Обороны (ГКО) летом 1941 года принял экстренное решение: снять с производства Т-40 и перейти на выпуск Т-50 – легкого танка, который отвечал поставленным требованиям (увеличение лобовой брони до 25-30 миллиметров и установка пушки вместо крупнокалиберного пулемета), но был гораздо сложнее в производстве.
Получил такой приказ и главный конструктор московского завода №37 Николай Александрович Астров. Он прекрасно понимал, что в назначенные сроки завод не сможет наладить выпуск нового танка. С большим трудом был запущен в производство 5,5-тонный Т-40, об освоении же 14,5-тонного Т-50 в ближайшее время не могло быть и речи: не хватало места в цехах, грузоподъемности кранов, под новый проект не подходили станки. Нужна была масштабная реконструкция завода, но в военный период на это не было времени, да и постановление ГКО не оставляло заводу выбора.
Одновременно с началом работ по Т-50 Астров решил в свободное время (а его было немного), на свой страх и риск и без ведома начальства, переделать Т-40 под новые требования армии. За две с половиной недели были готовы чертежи и макет в металле. Астров лично ездил уговаривать конструктора Б. Шпитального сделать танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Танк получился удачным: с надежным автомобильным двигателем ГАЗа, наклонной броней корпуса и башни. При весе 6,4 тонны машина была проста в производстве и обладала повышенной проходимостью.
В августе 1941 года Астров со старшим военпредом завода Окуневым написали письмо Сталину, где описали ситуацию, сложившуюся с Т-50, обосновали невозможность выполнить в срок постановление ГКО и в качестве альтернативы приложили чертежи своей машины. Вечером того же дня письмо попало в ЦК, а ночью его уже читал Председатель ГКО Сталин. На следующий день нарком танковой промышленности Малышев приехал на завод и осмотрел машину, а еще через день был готов проект постановления о принятии на вооружение Т-60 и отмене выпуска Т-50. С начала разработки Астровым нового танка прошло всего три недели.
В сентябре, под немецкими бомбами, КБ завода №37 дорабатывало чертежи и документацию. В своих мемуарах Николай Александрович Астров ярко описал самоотверженность работников КБ, которая позволила разработать новый танк в столь сжатые сроки: «Надо ли говорить, сколь короткий срок определили нам на доработку, размножение, рассылку чертежей. КБ действовало круглые сутки, отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы. Не прерывались и при бомбежке, а когда бомбы падали близко, девочки-копировщицы плакали от страха. Слезы капали на сделанные тушью кальки, получались черные лужи – приходилось копировать снова».
Опытный образец Т-60 был готов, когда немцы уже подходили к Москве. Завод №37 успел выпустить 20 машин и отправился в эвакуацию, а Астров закрепил на броне бочки с горючим, сел за рычаги танка и погнал машину в Горький на ГАЗ налаживать производство. Этот пробег был зачтен как ходовые испытания.
Головные заводы по выпуску Т-60 эвакуировались за Урал (ХТЗ и №37), ГАЗ бомбили немцы. Не хватало квалифицированных рабочих; смежные заводы лихорадило, и они срывали поставки бронекорпусов и башен (Коломенский машиностроительный завод эвакуировался в Киров, Сталинградский тракторный завод выпускал Т-34 и часто не справлялся с дополнительной нагрузкой); станки были приспособлены под расточку деталей меньшего размера, и конструкторы на заводах иногда переделывали целые узлы, при этом не останавливая производство. И все-таки заводы дали столь необходимые фронту танки в установленные ГКО сроки. В мемуарах Астров описал ситуацию 1941–42 годов так: «Но (не в похвальбу себе – так работали все!) сроки проектирования и освоения машин просто несопоставимы с сегодняшними. Болезни выжидания, опасения, часто надуманные, еще не владели людьми. Конструкторам верили все – от директора завода до последнего уборщика, и трудились беззаветно, не считаясь ни со своими силами, ни с временем». Горьковский автомобильный завод наладил массовое производство Т-60 (1323 машины за 1941 год) с конца октября, через три месяца после начала разработки Астровым первых чертежей.
Источник: Мемуары Н. А. Астрова
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Шустрик" Т-60.