Обычно создание новой машины — процесс долгий и многоэтапный: от концепции и чертежей до опытных образцов и серийного производства проходят годы. Однако в годы Великой Отечественной войны времени на раскачку не было. Конструкторам приходилось в считанные недели отвечать на вызовы поля боя, создавая технику, способную противостоять врагу.
Несостоявшийся преемник
К началу войны основным советским лёгким танком был Т-40. Он был простым и надёжным, но быстро устарел: его броня и вооружение (крупнокалиберный пулемёт) уже не соответствовали суровым реалиям 1941 года. Летом Государственный Комитет Обороны принял решение заменить его на более совершенный Т-50 с усиленной бронёй и пушкой. Однако этот танк оказался слишком сложным для быстрого освоения на заводах.
Задание по выпуску Т-50 получил и московский завод №37 под руководством главного конструктора Николая Астрова. Он сразу понял, что задача невыполнима: для тяжёлого Т-50 не подходили цеха, станки и даже краны завода, привыкшего к лёгкому Т-40. Требовалась полная реконструкция, на которую в условиях наступления немцев не было ни времени, ни ресурсов.
Гениальная импровизация
Осознавая тупиковость ситуации, Астров пошёл на риск. В свободное от основной работы время, без официального разрешения, он с командой начал модернизацию хорошо знакомого Т-40. За две с половиной недели были готовы чертежи и макет. Конструктор лично договорился о создании танкового варианта авиационной пушки ШВАК. Новый танк, получивший индекс Т-60, сохранил надёжность и простоту предшественника, но приобрёл наклонную броню и более мощное вооружение при весе всего в 6,4 тонны.
Прямой доклад Сталину и рекордные сроки
В августе 1941 года Астров и старший военпред завода В. Окунев написали отчаянное письмо Сталину. Они честно описали невозможность выпуска Т-50 и в качестве альтернативы приложили чертежи Т-60. Реакция была мгновенной: уже на следующий день нарком танковой промышленности В. Малышев инспектировал завод, а ещё через день вышло постановление о принятии Т-60 на вооружение вместо Т-50. С момента начала секретных работ Астрова прошло всего три недели.
Работа под бомбами
Доработка чертежей и документации велась в Москве уже под немецкими бомбёжками. Астров позже вспоминал, как конструкторы работали круглосуточно, а слёзы копировщиц от страха во время авианалётов падали на чертежи, заставляя переделывать работу заново. Завод №37 успел выпустить 20 машин перед эвакуацией. Сам Астров, закрепив на броне бочки с горючим, лично перегнал один из танков в Горький на ГАЗ, чтобы наладить там производство. Этот пробег засчитали как ходовые испытания.
Народный подвиг в цехах
Развёртывание производства в условиях эвакуации, бомбёжек и нехватки всего было героическим подвигом. Заводы переезжали за Урал, не хватало рабочих, станков и комплектующих. Конструкторам на местах приходилось на ходу переделывать узлы, подстраиваясь под имеющееся оборудование, не останавливая конвейер. Несмотря на всё, задание ГКО было выполнено. Горьковский автозавод, например, с конца октября 1941 года выпустил 1323 танка Т-60. Как писал Астров, в те годы «конструкторам верили все — от директора завода до последнего уборщика, и трудились беззаветно».
Источник: Мемуары Н. А. Астрова
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Шустрик" Т-60.