Евангелие детства Фомы: неканонические истории о маленьком Иисусе

История зарождения христианства и эволюции ранней церкви — это увлекательный процесс развития идей и верований. Многообразие ранних учений, которое сначала привело к формированию мейнстрима, позже снова стало причиной разделений внутри уже сложившихся общин. Некоторые идеи сохранились, другие были трансформированы, а третьи исчезли безвозвратно.

Апокрифы как свидетельство разнообразия

В этой статье речь пойдет как раз о таком документе, который во II веке христианской эры был осужден как еретический, а сегодня представляет для науки ценный пример того самого многообразия раннехристианской мысли.

Детство Христа в канонических текстах

Что известно о детстве и юности основателя христианства из общепризнанных источников?

В канонической Библии информации не так много. Первых христиан гораздо больше интересовали притчи и наставления Иисуса времен его активного служения, чем подробности его ранних лет.

Евангелисты Марк и Иоанн вообще опускают тему рождения и детства, начиная повествование непосредственно с Иоанна Крестителя и крещения Иисуса.

Матфей подробно описывает Рождество и сопутствующие события: благовещение, путешествие в Вифлеем, волхвов, пастухов, бегство в Египет и возвращение в Назарет. Однако младенец Иисус здесь — скорее объект событий, а не их активный участник.

Вся эта история умещается в две первые главы, после чего третья глава резко переносит нас почти на тридцать лет вперед, к проповеди Иоанна Крестителя.

Наиболее подробные сведения о детстве содержатся в Евангелии от Луки. Помимо истории Рождества, там есть уникальный эпизод, не встречающийся у других авторов, — двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме.

Согласно Луке, семья ежегодно совершала паломничество в Иерусалим на Пасху. Когда Иисусу исполнилось двенадцать, по дороге домой родители обнаружили, что Он остался в городе. После трех дней поисков они нашли Его в храме, сидящим среди учителей и удивлявшим их своей мудростью. На упрек Марии Иисус отвечает: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Это первая прямая речь Христа в канонических Евангелиях.

Эволюция образа: от человека к предвечному Богу

В начале II века нашей эры стали появляться тексты, которые стремились заполнить «пустоту» в биографии Иисуса, подробно описывая Его детство. Позже они не вошли в библейский канон, но их изучение показывает, как менялось восприятие личности Христа.

Если говорить упрощенно, происходило постепенное «обожествление» образа Иисуса, и момент, с которого Он признавался Богом, постоянно сдвигался назад по временной шкале.

  • Письма апостола Павла (50-е гг. н.э.): В самых ранних христианских текстах нет рассказов о рождении или детстве. Некоторые места позволяют предположить, что часть первых христиан верила, что Иисус обрел божественность лишь после воскресения.
  • Первые Евангелия (ок. 70-х гг. н.э.): Здесь божественность Иисуса проявляется с момента крещения (как у Марка).
  • Поздние Евангелия: Божественность признается уже с рождения (Матфей, Лука).
  • Евангелие от Иоанна: Закрепляет догмат о предвечном божестве Христа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Первые христиане жили в ожидании скорого конца света, поэтому их интересовало в первую очередь учение Христа о спасении. Когда эсхатологические ожидания ослабли, а вера в изначальное божество Христа укрепилась, богословская мысль обратилась к деталям Его земной жизни, включая детство.

Этому способствовал и культурный контекст: христианство вышло за пределы иудейской среды, и бывшие язычники, привыкшие к историям о детстве богов (вроде Зевса или Геракла), ожидали подобных рассказов и о Христе.

Евангелие детства Фомы: чудеса и конфликты

Одним из самых интересных неканонических источников является «Евангелие детства Фома» (не путать с «Евангелием от Фомы»). Оно было известно уже к 180 году и осуждалось отцами церкви как еретическое.

Текст представляет Иисуса-ребенка, наделенного огромной силой, но не всегда умеющего ею управлять. Вот некоторые ключевые эпизоды:

Пять лет: Иисус лепит из глины двенадцать воробьев в субботу, что вызывает недовольство соседей. Когда Иосиф собирается его упрекнуть, Иисус хлопает в ладоши, и птицы оживают и улетают. Этот сюжет позже вошел даже в Коран (5:110). В другом эпизоде Он словом иссушает мальчика, который расплескал воду из лужи.

Конфликты: Когда другой мальчик толкает Иисуса, Тот говорит: «Дальше ты не пойдешь», и ребенок мгновенно умирает. Жители деревни в ужасе просят Иосифа либо уехать, либо научить Сына не только проклинать, но и благословлять.

Учителя: Несколько раз Иисуса пытаются отдать в обучение грамоте. В одном случае учитель, услышав мудрые речи ребенка, сам осознает свою некомпетентность. В другом — учитель, разгневанный превосходством Иисуса, пытается ударить Его, но терпит поражение.

Добрые дела: Со временем чудеса становятся более созидательными. Иисус воскрешает мальчика, упавшего с крыши, исцеляет юношу, поранившего ногу топором, а в шесть лет чудесным образом приносит воду матери в собственной одежде, после того как разбил кувшин.

Бытовые чудеса: В восемь лет Он помогает Иосифу в плотницкой работе, вытягивая короткую балку, а также сеет одно зерно пшеницы, которое приносит невероятно обильный урожай.

Текст завершается историей о двенадцатилетнем Иисусе в храме, повторяющей канонический рассказ Луки.

Структура и смысл текста

«Евангелие детства Фомы» имеет четкую симметричную структуру, которая повторяется в двух его условных частях:

  1. Три чуда (часто связанные с судом или наказанием).
  2. Попытка обучения у земного учителя, которая заканчивается неудачей.
  3. Еще три чуда (чаще созидательного или спасительного характера).

Автор текста, очевидно, был знаком с каноническими Евангелиями. Многие чудеса и диспуты, описанные там как деяния взрослого Иисуса, здесь перенесены в детство. Это отражает гностические воззрения, согласно которым Иисус с самого рождения был совершенным Богом и не проходил через обычное человеческое детство. Его детские поступки — это те же самые деяния, что и во взрослой жизни, только в миниатюре.

Заключение

«Евангелие детства Фомы» — не единственный апокриф на эту тему. Существуют также «Арабское евангелие детства Спасителя», «Книга Иосифа Плотника», «Евангелие Псевдо-Матфея» и другие. Однако текст Фомы особенно интересен как культурный сплав. В образе «маленького» Иисуса здесь соединились христианское богословие, языческие представления о капризных детях-богах и гностические идеи о тайном знании. Этот Иисус вспыльчив, могуществен и непонятен окружающим, что вызывало у них благоговейный страх.

По мере формирования ортодоксального христианского учения в IV-V веках подобные тексты были отвергнуты как ересь. К счастью, они сохранились до наших дней, позволяя ученым лучше понять сложный и разнообразный мир раннего христианства, его поиски, конфликты и удивительную способность адаптироваться к разным культурам.

История ранней церкви — это увлекательное путешествие в мир зарождающихся идей, которые в итоге изменили мир. Если эта тема вызывает интерес, ее можно будет рассмотреть подробнее в следующих материалах.

На этом все, спасибо за внимание!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Когда Христос был маленький с кудрявой головой.