Как жили партизаны?

Вооруженная борьба партизан изучена довольно подробно, но об их повседневной жизни известно гораздо меньше.

Более

К концу 1941 года нацистская Германия и ее сателлиты оккупировали территории Советского Союза, на которых проживало более 50 миллионов человек. Сотни тысяч из них участвовали в партизанском движении или находились на освобожденных от врага территориях — в так называемых партизанских районах, где жизнь шла по советским законам. Особенно много таких областей было в Белоруссии и на северо-западе России (на территории современных Брянской, Смоленской, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей). Только в Псковской области в 1944 году насчитывалось 29 партизанских бригад общей численностью 57 тысяч человек.

Партизаны большую часть времени проводили в лесах, откуда совершали внезапные нападения на захватчиков. Однако они не только воевали, но и кормили, обустраивали жилье, учили детей и даже смотрели кино. Архивные документы, свидетельства очевидцев и, к сожалению, немногочисленные монографии и статьи историков рассказывают, как все это происходило на оккупированных территориях северо-запада России.

В годы войны на состав семьи серьезно повлияла высокая смертность и недостаток взрослого мужского населения. Многие мужчины из районов, захваченных противником, были призваны в армию ночью и в начале войны, а другие воевали в партизанских отрядах или были угнаны в Германию. И все же некоторые из них остались на оккупированных территориях и влились в ряды Красной Армии уже с освобождением страны от захватчиков.
Часто жители шли к партизанам целыми семьями и вместе переносили тяготы жизни в лесных лагерях. В 1943-1944 годах значительная часть как мужчин, так и женщин была вывезена на работу в Германию. Многие погибли там, некоторые вернулись на родину в 1945 году или позже. Все эти изменения, естественно, отразились на рождаемости, которая неуклонно падала с каждым военным годом. Так, в 211 семьях нескольких сельсоветов Ленинградского партизанского района в 1941 г родилось 29 детей, в 1942 г. - 23 ребенка, в 1943 г. - 15, в 1944 г. - 10, а в 1945 г. - всего 5.

Население на оккупированных территориях Северо-Запада России значительно сократилось. О том, сколько людей погибло в боях, было расстреляно, замучено, увезено в Германию или умерло от лишений, можно судить по следующим цифрам: например, в Дедовичском районе Ленинградской (ныне Псковской) области в 1944 г около 20 тыс человек осталось против 36 тысяч живших там до войны. Ряд деревень был уничтожен гитлеровцами вместе с их жителями. Известно, что в селе Замошье Плюсского района каратели расстреляли 107 человек, в том числе 40 женщин и детей; и, к сожалению, можно привести много таких примеров. Всего жертвами нацистского террора в Псковской области стали 19 415 человек.
Нередко в случае смерти родителей дети находили приют у родственников или соседей. С уходом мужчин в армию или партизанские отряды значительно возрастала роль женщин, а также стариков и детей в семье. Дети и молодежь в партизанских районах быстро взрослели, заменяя уехавших старших членов семьи, помогая отцам и братьям в борьбе с врагом. Отношения между соседями стали ближе и теплее: в ответ на несчастье других каждый старался защитить другого и оказать посильную помощь. В партизанском районе Ленинграда было много беженцев, спасавшихся от оккупантов, в том числе евреев. Под защитой партизан находились еврейские семьи, среди членов которых были искусные мастера, работавшие в партизанских мастерских, такие как портные, сапожники, плотники и так далее

Случались, хоть и редко, свадьбы в годы войны: в первую очередь местные девушки выходили замуж за молодых партизан, а также состоявших в окружении дивизий, советских солдат и офицеров. По имеющейся информации, в двух сельсоветах Ленинградского партизанского района состоялось более 20 свадеб. Большинство образовавшихся семей выжило после войны.

Одним из направлений гитлеровской оккупационной политики была депортация населения в Германию, начавшаяся уже в 1941 г. Сначала туда брали на работу в основном юношей и девушек, а с 1943 г. - всех мужчин и женщин трудоспособного возраста, и судили , в соответствии с указаниями Адольфа Гитлера, получить до миллиона дополнительных рабочих. В борьбу за спасение горожан от воровства и обращения в рабство вступили партизаны. В декабре 1943 года в Солецком, Дновском и Лужском районах (современные Новгородская, Псковская и Ленинградская области соответственно) состоялись совещания с уполномоченными аварийными тройками, которые приняли решение об эвакуации населения в безопасные места, выделении для этого транспорта и обеспечении охраны. «Сейчас главное в партизанской борьбе — не допустить, чтобы наши люди попали в рабство. Старики, женщины и дети бегут в леса... - подчеркивалось в одном из приказов ленинградского штаба партизанского движения. - Объедини их, спаси от смерти, спаси их добро, спрячься в лесах. Угоняйте и прячьте домашний скот из поселений. <…> Спасти наших сестер и братьев — дело чести, а спасти их можно только в бою».

Люди прятались в лесных лагерях. История страны еще не знала такого массового перемещения мирного населения из населенных пунктов в лесные чащи, которое имело место в годы Великой Отечественной войны. Значительная часть населения северо-запада России переселилась в леса уже в 1941 г.: люди бежали от фашистских карательных экспедиций и захватили с собой свое имущество, вплоть до котелка и самовара, детской люльки (люльки) корзина. В 1943-1944 годах отход в леса принял более грандиозный размах. Так, в ноябре 1943 года в оборудованных лесных лагерях Солецкого района поселились более 10 тысяч жителей из 75 деревень. Когда крестьяне решили перейти под защиту партизан, крестьяне увели в лес 1020 коров, 647 лошадей и 660 овец. Партизаны 13-й Ленинградской бригады в январе-феврале 1944 г сумели спасти от вывоза в Германию более 41 тыс жителей: в Крыпецком лесу и Сороковом лесу проживало около 15 тыс человек.

Вдали от тепличных условий ждали тех, кто ушел в лес. Самыми распространенными жилищами летом были шалаши из жердей, лозы, веток, древесной коры и соломы. Для жизни зимой сооружали могилы с примитивными очагами или печами, которые иногда топили по-черному, покрывая стены, потолки и доступные предметы сажей. Из мебели там обычно были только нары для сна и сколоченные из досок столы и лавки. Люди в таких жилищах ютились в тесноте, страдая от дыма и сырости, а часто и от холода, особенно когда нельзя было в период опасности разводить костры и топить печи. В конспиративных целях сооружались также выкопанные тайники, замаскированные сверху мхом, кустами и даже небольшими деревьями.

Примечательно, что в этих сложных условиях жители партизанских районов действовали как единая сплоченная команда.
поддержание чистоты и порядка было непременным правилом в лесных лагерях, так как большое скопление людей и неспокойная жизнь могли привести к эпидемиям. Оргкомитет приказывал каждому новому лагерю: «Чтобы не было болезней, необходимо немедленно позаботиться о банях». Были созданы специальные санитарные комиссии, а в ряде лагерей медицинские должности. Немалой заслугой медицинских работников было и то, что среди жителей не было массовых эпидемических заболеваний. Газета «Партизанская месть» выразила им благодарность: «Днем и ночью, в боях и в тихие часы. около 140 медицинских работников охраняют здоровье партизан, постоянно оказывают лечебно-профилактическую помощь гражданскому населению». Тысячи людей были спасены от смерти и угона в рабство именно благодаря созданным партизанами лесным лагерям.

Продолжение завтра.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как жили партизаны?.