

В провинции Шэньси, на вершине горы Цзюцзюнь, находится величайший в мире мавзолей монарха — Чжаолин, или мавзолей Чжао. Этот грандиозный некрополь, расположенный недалеко от уезда Ликан, служит последним пристанищем для одного из самых выдающихся правителей Китая.
Гробница императора-объединителя
Мавзолей Чжаолин был построен для императора Тайцзуна, известного также как Ли Шиминь (годы жизни: 599–649), второго императора могущественной династии Тан. Интересно, что изначально строительство началось в 636 году как усыпальница для его супруги, императрицы Чжан Сунь. Однако масштабы проекта разрослись, и в итоге возведение всего комплекса растянулось на невероятные 107 лет, завершившись лишь к 743 году.
Размеры мавзолея поражают воображение: его территория простирается на 12 километров в длину и 10 километров в ширину. Хотя время не пощадило большинство построек, до наших дней сохранились фрагменты, позволяющие судить о былом величии: Сторожевая башня, ворота и основание алтарной стены. Особенно впечатляет найденный фрагмент потолочного убранства высотой в 1,5 метра — лишь по нему можно представить, насколько грандиозным и величественным был главный зал комплекса.
Эпоха культурного синтеза
Правление Ли Шиминя стало уникальным периодом в китайской истории. Он предпринял первую масштабную попытку создать синтетическую культуру, объединив традиции оседлой китайской цивилизации и кочевых народов Великой степи. Сам император считал себя не только «Сыном Неба» для китайцев, но и каганом (верховным правителем) для степняков. Его ближайшее окружение было столь же разнообразным: китайские мудрецы-конфуцианцы и даосы трудились бок о бок с тюркскими князьями и уйгурскими полководцами, подобно однорукому военачальнику Киби Хельту.
Это слияние культур принесло с собой и новые эстетические идеалы. Особое место в искусстве и литературе той эпохи занял культ лошади — символа воинской доблести, скорости и преданности. В поэзии широкую известность получила заупокойная «Песня о белом коне», а о верных подданных говорили: «служил верно, как лошадь». Лошадь перестала быть просто животным, превратившись в мощный культурный образ.
Обратите внимание: Все боевые задачи марафона «Лунная охота» в World of Tanks.
Шесть каменных героев
Наиболее ярким воплощением этого культа стали шесть знаменитых боевых коней императора, увековеченных в камне в его мавзолее. Каждая из этих лошадей — Са Лузи («Осенняя роса»), Цуань Маогуа («Кудрявый»), Ши Фаци («Принц»), Бай Тю («Копыто»), Тэ Циньпяо и Цин Чжуй — сопровождала Ли Шиминя в его победоносных походах. Их имена, что примечательно, являются не китайскими, а транслитерацией тюркских или среднеазиатских слов, что указывает на их происхождение — вероятно, они были подарены или присланы в качестве дани от кочевых народов.
Шесть каменных плит размером 2 на 1,5 метра с мастерски выполненными рельефами изображают скакунов в разных, полных жизни позах. Эти скульптуры — не просто портреты животных, а памятники верным соратникам императора, символы его военной мощи и связи со степным миром.



Трагическая судьба сокровищ
К сожалению, уникальные барельефы привлекли внимание не только историков. В 1914 году два из них — «Осенняя роса» и «Кудрявый» — были похищены и тайно вывезены в США, где и по сей день хранятся в музее Пенсильванского университета.
Четыре года спустя грабители снова попытались похитить оставшиеся четыре скульптуры. На этот раз их поймали на границе, но для облегчения транспортировки воры успели разбить бесценные плиты на части. Многие фрагменты были безвозвратно утеряны. То, что удалось спасти, сейчас хранится в музее Бейлиня в Сиане, напоминая о варварстве и утратах.
Несмотря на это, мавзолей Чжаолин остается неисчерпаемой сокровищницей. Помимо знаменитых лошадей, здесь были обнаружены высокохудожественные горельефы, а также множество каменных, деревянных и керамических фигурок периода Тан, имеющих огромную историческую ценность.
В 1961 году мавзолей был включен в список национальных памятников Китая, а в 1979 году на его территории был открыт музей Чжаолин, где сегодня можно увидеть реликвии, найденные в гробнице. Шесть каменных коней императора Ли Шиминя — это больше, чем произведения искусства. Это каменная летопись эпохи, символ культурного диалога и напоминание о хрупкости мирового наследия.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Боевые кони императора Ли Шиминя.