Тест-драйв советских автотрансформаторов АПБ: проверка на совместимость с американской и японской техникой

В этой статье представлен практический тест-драйв двух старых советских автотрансформаторов — моделей АПБ-400 1979 года и АПБ-630 1985 года выпуска. Оба устройства были произведены на Запорожском трансформаторном заводе и представляют собой тороидальные преобразователи напряжения в круглых карболитовых корпусах.

Особенности конструкции

Автотрансформаторы имеют удобную конструкцию с нижним коммутационным блоком круглой формы, что исключает необходимость использования отвертки для переключения режимов. Обмотка выполнена алюминиевым проводом с золотистой эмалевой изоляцией — именно этот цвет помогает отличить алюминий от меди в подобных устройствах. Оба экземпляра отмечены советским знаком качества, что говорит о высоких стандартах производства того времени.

АПБ-400 и АПБ-630 — два испытуемых автотрансформатора

Тестирование АПБ-400 (1979 г.)

Начинаем проверку с модели АПБ-400. При подаче на вход 220 вольт на выходе получаем 129 вольт — это значение подходит для американской техники, рассчитанной на 110 вольт, хотя и является несколько завышенным.

Переключаем блок в режим «127В/220В» и проводим серию измерений:

Режим переключения 127/220 вольт

Знак качества на устройстве 1979 года выпуска

Результаты преобразования напряжения:

120В → 215В — хороший результат для американской техники

127В → 227В — отличное преобразование для европейского стандарта

100В → 181В — недостаточно для японской техники

110В → 198В — приемлемо, но не идеально

Обратите внимание: Ответ на пост «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5».

Тестирование АПБ-630 (1985 г.)

Переходим к проверке более мощной модели АПБ-630. В режиме понижения напряжения получаем:

220В → 128В — нормальная работа для подключения американских устройств

После переключения блока проводим измерения в режиме повышения напряжения:

Устройство 1985 года с обозначением 127/220 и знаком качества

120В → 219В — отличный результат для американской техники

127В → 232В — идеально для европейского стандарта 230В

110В → 203В — приемлемый показатель

100В → 185В — недостаточно для японского оборудования

Выводы по результатам тестирования

Оба автотрансформатора демонстрируют ограниченный набор схем подключения. Они хорошо подходят для работы с американской техникой на 120 вольт, ограниченно совместимы с оборудованием на 110 вольт и практически непригодны для японской техники на 100 вольт. Основная функция устройств — повышение напряжения со 110-127 вольт до 220 вольт. Важно отметить, что алюминиевая обмотка делает эти трансформаторы чувствительными к перегрузкам, поэтому необходимо строго соблюдать номинальные параметры мощности.

Тест-драйв трансформатора Электрика Американское Японское оборудование Бытовая техника Еда Советский Союз Адаптер Длинная стойка 0

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Автотрансформаторы тороидальные типа АПБ с алюминиевым проводом. Тест-драйв.