Проект Гильгамеш: тактильные керамические панели, оживляющие древний эпос

Данный художественный проект был создан по заказу Музея мифов в городе Уэм, графство Шропшир (Великобритания). Его основой стали восемь тактильных керамических панелей, каждая размером примерно 40 на 30 сантиметров. Эти рельефные панно визуализируют ключевые эпизоды одного из древнейших литературных памятников человечества — эпоса о Гильгамеше, полубоге-получеловеке, царе шумерского города Урук.

Авторство и стилистика

Автором и создателем панелей выступил художник Нил Далримпл. В своей работе он сознательно обратился к древним вавилонским традициям каменной скульптуры, чтобы передать дух эпохи. Все таблички были выполнены из обожжённой глины, а затем специально обработаны: их структурировали, окрасили и состарили, чтобы добиться эффекта старинного, потрескавшегося от времени камня.

Сюжет эпоса в рельефах

История начинается с представления Гильгамеша — могущественного, но деспотичного правителя Урука. Будучи на две трети богом и лишь на одну треть человеком, он чувствовал себя глубоко несчастным. Его тирания была безгранична: ни одна женщина не могла чувствовать себя в безопасности, а все мужчины были вынуждены подчиняться его воле.

Чтобы усмирить неукротимого царя и предотвратить гнев людей на богов, божества создали Энкиду — дикого человека, наполовину зверя, который должен был стать Гильгамешу достойным соперником и, в конечном итоге, верным другом. Их встреча изменила судьбу обоих.

Переломный момент наступил со смертью Энкиду. Впервые в жизни Гильгамеш познал всепоглощающее горе и утрату. Но вместе с горем к нему пришло и страшное осознание собственной смертности. Не в силах смириться с неизбежным концом, царь Урука отправляется в опасное путешествие с единственной целью — обрести бессмертие.

Его путь лежал на край света, к тёмной горе, где восходит и заходит солнце.

Обратите внимание: Китайцы создали танк спроектированный в СССР.

Гильгамешу предстояло пройти через абсолютную пустоту, разделяющую мир живых и владения богов. Его цель — найти Утнапишти и его жену, единственных смертных, переживших Великий потоп и в награду получивших вечную жизнь. Царь надеялся, что они откроют ему секрет бессмертия.

Преодолев искушения богов и переплыв Море Смерти, Гильгамеш достиг цели. Утнапишти согласился раскрыть свой секрет при одном условии: герой должен был победить сон, который называют «маленькой смертью». Однако Гильгамеш, измученный долгим путешествием, не смог выполнить это испытание и уснул.

Уже готовый вернуться домой ни с чем, Гильгамеш получил последний шанс благодаря состраданию жены Утнапишти. Она упросила мужа подарить герою не вечную жизнь, а возможность омоложения.

Утнапишти велел своему лодочнику Уршанаби отвезти Гильгамеша в особое место среди морских вод. Там герою предстояло, удерживаясь на верёвке, нырнуть на дно и добыть колючее растение, обладающее чудесной силой: съев его, «старик становится молодым».

Растение было у него в руках, и оставалось лишь благополучно вернуться в Урук. Однако на обратном пути, остановившись отдохнуть в пустынном оазисе, Гильгамеш вновь поддался усталости и уснул. Пока он спал, проползавшая мимо змея учуяла магическое растение и съела его.

Проснувшись, Гильгамеш увидел, как змея, сбросив старую кожу, уползает прочь, обновлённая и молодая. Так он на собственном опыте познал горькую истину: вечная молодость и жизнь недостижимы для смертного, а обретённая мудрость и память о друге — единственное, что остаётся человеку.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Проект Гильгамеш.