Запрос на создание и спешная разработка
Тяжелый танк КВ, прошедший боевое крещение в ходе Зимней войны, доказал свое превосходство над многобашенными конкурентами СМК и Т-100. Однако в условиях прорыва мощных укреплений линии Маннергейма выявился его ключевой недостаток — 76-мм орудие оказалось недостаточно мощным против бетонных долговременных огневых точек (ДОТов). По инициативе Военного совета Северо-Западного фронта и начальника Автобронетанкового управления (АБТУ) Д.Г. Павлова было принято решение создать танк с более мощным вооружением. В начале 1940 года Кировскому заводу и артиллеристам завода имени Молотова поставили задачу в кратчайшие сроки оснастить шасси КВ 152-мм гаубицей. Работа велась в авральном режиме, конструкторы трудились практически круглосуточно, что позволило создать проект всего за две недели. Уже в феврале первые опытные машины отправились на фронт.
Танк КВ-2 образца 1940 года в Музее Советской армии. Фото в открытом доступе.
Боевое применение и выявленные недостатки
Новый танк, получивший позднее индекс КВ-2, показал высокую эффективность против укреплений. По воспоминаниям экипажей, для создания прохода в гранитных надолбах или уничтожения ДОТа требовалось всего несколько выстрелов из мощной гаубицы М-10. В конце февраля 1940 года машину официально приняли на вооружение. Однако спешка при создании дала о себе знать в ходе последующих испытаний. Танк унаследовал все «детские болезни» базового КВ, связанные с ненадежностью трансмиссии, системы охлаждения и ходовой части, и приобрел новые, специфические проблемы.
КВ-2 на испытаниях. Лето 1940 год. Фото в открытом доступе.
Конструктивные проблемы и ограничения
Главными недостатками КВ-2 стали его масса и габариты. Установка огромной башни с тяжелым орудием привела к перегрузу шасси. Двигатель В-2К мощностью 600 л.с. с трудом справлялся с 52 тоннами, что резко снижало подвижность и маневренность. Башня оказалась неуравновешенной, и ее электропривод часто не справлялся с поворотом на неровной местности. Стрельба с хода была невозможна — сильная отдача могла заглушить или повредить двигатель. Кроме того, выяснилось, что для окончательной расчистки проходов в заграждениях после обстрела КВ-2 все равно требовались саперы.
Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.
КВ-2 в начале Великой Отечественной войны
Несмотря на недостатки, в первые месяцы войны КВ-2 наносил немцам серьезный урон и оказывал мощное психологическое воздействие. Его броня была практически неуязвима для стандартных противотанковых средств вермахта. Однако противник быстро адаптировался: тяжелые танки старались обходить, выводить из строя ходовую часть, а затем уничтожать с помощью зенитных орудий FlaK 88, штурмовых групп или авиации. Большинство из примерно двухсот выпущенных КВ-2 было потеряно в первые месяцы войны, часто из-за технических неисправностей, нехватки топлива и боеприпасов, а также из-за слабой подготовки экипажей.
Танк КВ-2 первых серий и с башней МТ-1. Фото в свободном доступе.
Причины отказа от производства
К лету 1941 года стало очевидно, что КВ-2 — это узкоспециализированная машина, созданная для прорыва укрепленных линий. В условиях маневренной оборонительной войны такой задачи для него практически не было. Его огромная огневая мощь была избыточна для борьбы с танками, а низкие подвижность, скорострельность и надежность делали его уязвимым. Танк плохо подходил для поддержки пехоты, часто застревал на пересеченной местности. Главной же причиной прекращения производства стала катастрофически низкая надежность машины, усугубленная хаосом первых недель войны. Советское руководство приняло решение сосредоточить ресурсы на производстве более сбалансированных и технологичных танков, таких как КВ-1 и Т-34, что и предопределило судьбу «крепости на гусеницах».
Офицер немец замеряет калибр КВ-2. Фото в открытом доступе.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Почему же от КВ-2 отказались сразу после начала войны и не пытались возобновить производство.