Афганская война: правда о солдатах, предателях и наследии

Афганский конфликт, длившийся почти десять лет, унес жизни 15 тысяч советских граждан. Эта война была окутана ложью и домыслами, а ее участники часто становились объектами несправедливой критики и презрения. Однако историческая правда заключается в том, что подавляющее большинство советских военнослужащих выполняли свой долг профессионально, мужественно и с честью, демонстрируя подлинный героизм в сложнейших условиях.

Как и в любом вооруженном противостоянии, на этой войне случалось разное — от высочайших проявлений доблести до человеческих слабостей и предательства.

Противник и условия войны

Советским войскам, которых местные жители называли «шурави», противостояли в основном пуштуны — народ, веками живший по собственному неписаному кодексу чести «Пуштунвалай». По сути, этот свод правил регулировал жизнь общин, чье выживание часто зависело от контроля над горными перевалами и взимания платы за проход. Афганистан также был и остается мировым центром производства опиума, что добавляло в конфликт мощный экономический фактор — борьбу за контроль над наркотрафиком, приносящим огромные деньги.

Против СССР воевали не только местные формирования, но и многочисленные иностранные наемники, а также религиозные фанатики, вербовку которых активно вели спецслужбы США и Великобритании по всему миру.

Партизанская война в горах отличалась особой жестокостью и коварством. Попасть в плен можно было в самой безобидной ситуации — отойдя от расположения части или зайдя в местную лавку. Судьба пленного во многом зависела от того, в чьи руки он попал. Некоторые группировки, особенно арабские добровольцы, отличались нечеловеческой жестокостью по отношению к «неверным». Именно после случаев зверских пыток и казней среди советских солдат распространилась практика оставлять последний патрон для себя или носить с собой гранату («фенку» — Ф-1), чтобы подорвать себя и захватчиков в случае пленения.

Судьба пленных и феномен перебежчиков

Не все противники практиковали пытки как самоцель. Многие пуштуны, следуя предписаниям ислама, пытались склонить пленных к принятию своей веры через убеждение. Некоторые военнопленные, оказавшись в безвыходной ситуации, соглашались принять ислам. Среди них были и те, кто сделал это добровольно, и те, кого принуждали обстоятельства. Некоторых даже заставляли участвовать в расправах над бывшими товарищами, скрепляя таким образом «договор кровью».

По разным оценкам, в плену за все годы войны оказалось от 400 до 420 советских военнослужащих. Около 130 человек удалось освободить в результате обменов. Более сотни погибли в неволе, а видеозаписи их мучений активно использовались для пропаганды и устрашения. Судьба примерно 60 человек сложилась так, что они остались с моджахедами, а некоторые даже взяли в руки оружие против своих бывших сослуживцев. О судьбе остальных достоверной информации нет.

Истории некоторых перебежчиков и пленных, оставшихся в Афганистане, стали известны.

Николай Выродов (Насратулла)

Уроженец Харькова, добровольно отправившийся в Афганистан. После трех месяцев службы добровольно перешел на сторону противника. По его словам, причиной стал случай, в котором погибли мирные афганцы. Принял ислам, получил новое имя и активно воевал против советских войск, за что его разыскивали почти десять лет. Ценился полевыми командирами, в 1996 году ненадолго посетил родной Харьков, но вернулся в Афганистан. В настоящее время служит в афганской полиции.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Александр Левенец (Ахмат)

Родом из Луганской области. Перешел к «духам» (моджахедам) в 1984 году. Официально утверждал, что причиной стало плохое отношение в части, однако более вероятной причиной историки считают страх перед военным трибуналом за незаконные махинации с армейским имуществом. Принял ислам, воевал против бывших сослуживцев. Остался в Афганистане, где обзавелся семьей и нашел покровителей.

Геннадий Церма (Никмохаммат)

Украинец из Донецкой области. Попал в плен после десяти месяцев службы. Перед ним был поставлен выбор: смерть или принятие ислама. Он выбрал жизнь и новую веру, однако от участия в боях против советских войск сумел отказаться. В настоящее время живет в городе Кундуз обычной жизнью афганского семьянина.

Алексей Оленин (Рахматулла)

Провел в Афганистане 23 года. Принял ислам, но не воевал против «шурави». Занимался торговлей. В 2005 году продал все свое имущество и вместе с женой-пуштункой вернулся в Россию, где ему помогли с жильем и работой. Его супруга Наргиз постепенно адаптируется к жизни без чадры.

Наследие и историческая оценка

Афганская война, как и любая другая, была полна противоречий. Однако со временем, особенно на фоне последующих событий, многие афганцы стали иначе оценивать присутствие советских войск в их стране.

После вывода советской армии в Афганистане осталась созданная за годы присутствия инфраструктура: школы, больницы, дороги, заводы. Целое поколение афганских специалистов — ученых, врачей, инженеров — получило качественное советское образование. Советский Союз вывел свои войска организованно, по плану.

Контраст с последующей американской оккупацией разителен. США, поспешно покидая Афганистан в 2021 году, оставили техники и вооружения на миллиарды долларов. За годы их присутствия страна погрузилась в еще больший хаос: участились случаи гибели мирных жителей от авиаударов, была разрушена значительная часть экономики, а производство опиума, с которым якобы боролись, выросло в тысячи раз. Именно этот контраст заставляет многих афганцев с ностальгией вспоминать советский период, ассоциирующийся со стабильностью, строительством и развитием.

Подписывайтесь на канал, поддержите публикацию лайком!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Про эту войну и её причины много врали, её участников оплёвывали и презирали, хотя большая их часть воевала умело, грамотно и достойно, порой геройски.