«Если завтра война»: советский пропагандистский фильм 1938 года как демонстрация военной мощи

Создание и цель фильма

В 1938 году на советские экраны вышла картина «Если завтра война», созданная на киностудии «Мосфильм» под руководством целой команды режиссеров: Ефима Дзигана, Георгия Березко, Лазаря Анци-Половского и Николая Кармазинского. Этот фильм, обозначенный как «боевой фильм по новостному материалу», сочетал игровые сцены с хроникальными кадрами военных учений. Его главной идеей была демонстрация мощи и готовности Красной Армии дать молниеносный отпор любому агрессору, что отражало напряженную предвоенную атмосферу.

Сюжет и символика

Действие начинается в мирной Москве, где царит праздничная атмосфера с фейерверками. Однако эта идиллия нарушается тревожными объявлениями из громкоговорителей о «провокации трех держав». Диалоги обычных граждан, например, железнодорожника, чьи сыновья служат в армии, подчеркивают тему всенародной готовности к обороне. Интересно, что в фильме упоминаются авиарейсы «Москва–Америка», что может рассматриваться как элемент утопической пропаганды о «светлом будущем» без «железного занавеса».

На фоне уличных оркестров, разъезжающих на грузовиках ГАЗ-АА, назревает конфликт. Враг, чьи войска сосредотачиваются у границы, легко угадывается по использованию символики, напоминающей свастику, и немецкой речи генерала. Это прямое указание на Третий рейх как вероятного противника, особенно учитывая, что пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан лишь год спустя, в 1939 году.

Военная техника на экране: танки

Фильм служит уникальной визуальной энциклопедией вооружений РККА конца 1930-х годов. В кадре последовательно появляются различные образцы бронетехники:

  • БТ-7 и его предшественники (БТ-2, БТ-5) — быстроходные легкие танки, составлявшие основу мобильных сил.
  • Т-26 — самый массовый советский танк того периода, представленный как в двухбашенном пулеметном варианте, так и с 45-мм пушкой.
  • Т-28 — трехбашенный средний танк, символ мощи, появляющийся на параде и в финальных сценах.
  • Танкетки Т-27 и плавающие танки Т-37А.
  • Устаревшие к тому времени модели, такие как МС-1 (Т-18) и даже первый советский танк — копия французского Renault FT-17 («Русский Рено»), которые, вероятно, использовались для изображения техники условного противника.

Авиация и знаменитые летчики

Не осталась в стороне и авиация. В фильме можно увидеть:

  • Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 и ТБ-1 (первый в мире серийный цельнометаллический бомбардировщик).
  • Истребители И-5, созданные в уникальных условиях — в тюремном КБ-39 (ЦКБ-39) НКВД талантливыми арестантами Дмитрием Григоровичем и Николаем Поликарповым.
  • Самолет-разведчик Р-5 и знаменитый многоцелевой биплан У-2 (По-2), ставший позднее легендой войны.
  • Кадры с прославленными летчиками-героями: полярниками Михаилом Водопьяновым и Михаилом Бабушкиным, а также Михаилом Громовым и Андреем Юмашевым.

Особенно эффектны сцены с десантниками, прыгающими с бортов ТБ-3, что подчеркивало передовой характер советских воздушно-десантных войск.

Автомобили, артиллерия и кавалерия

Помимо танков и самолетов, в кадре мелькает разнообразная техника:

  • Грузовики ГАЗ-АА (полуторка) и ЗИС-5 (трехтонка), часто с зенитными установками или десантом.
  • Роскошный американский лимузин Packard Twelve, на котором прибывает нарком обороны Климент Ворошилов.
  • Гусеничный артиллерийский тягач «Коминтерн».
  • Мотоциклы (вероятно, Л-300 и тяжелый ПМЗ-А-750 с коляской).

Фильм не забывает и о кавалерии, которая в конце 1930-х годов все еще считалась важным родом войск. Сцены с применением врагом отравляющих веществ (хотя их использование было запрещено Женевским протоколом 1925 года) и с «мировой революцией», которую символически изображают восставшие рабочие за рубежом, добавляют картине драматизма и идеологической нагрузки.

Итог и исторический контекст

Фильм завершается победным парадом на Красной площади и жизнеутверждающими титрами, прославляющими Сталина, Ворошилова и Красную Армию. Картина, несомненно, понравилась руководству страны и активно продвигалась. Показательно, что ее режиссер Ефим Дзиган получил Сталинскую премию в 1941 году, уже после начала Великой Отечественной войны. «Если завтра война» остается ценным историческим документом, наглядно демонстрирующим не только пропагандистские нарративы предвоенного времени, но и весь арсенал советской военной техники конца 1930-х годов, от устаревших моделей до самых современных на тот момент машин.

Таким образом, этот фильм 1938 года является не просто художественной лентой, а масштабным идеологическим и техническим смотром сил, призванным внушить уверенность в непобедимости СССР накануне величайших испытаний.

2428

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Филь 1938 года.