После распада Советского Союза в 1991 году Черноморский флот, представлявший собой внушительную военную мощь, оказался в центре сложного территориального спора. Вопрос о его принадлежности стал одной из наиболее острых проблем в отношениях между новообразованными государствами — Российской Федерацией и Украиной.
Мощь и проблема наследия
На момент распада СССР Черноморский флот был грозной силой, насчитывавшей в своем составе более 800 боевых единиц. Его ядро составляли:
- 2 ракетных крейсера;
- 2 больших противолодочных крейсера 1 ранга;
- 28 подводных лодок различных типов, а также множество других кораблей и судов обеспечения.
Основной проблемой стало место базирования флота — легендарный Севастополь, который по административному делению отошел к Украине. Согласно логике раздела советского наследства, имущество, находившееся на территории новообразованного государства, должно было перейти под его юрисдикцию. Это означало, что значительная часть флота могла отойти Украине, в то время как Россия сохраняла за собой другие флотские объединения: Тихоокеанский, Северный, Балтийский флоты и Каспийскую флотилию.
Однако первый президент России Борис Ельцин был против такого раздела. Он рассматривал Черноморский флот как стратегический актив, имеющий ключевое значение для безопасности всего постсоветского пространства, и выступал за его неделимость под общим командованием в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Эта позиция не нашла поддержки у других бывших республик, каждая из которых стремилась получить свою долю советского военного наследия, что в итоге привело к неизбежности раздела.
Период двоевластия и конфликта указов
Переговорный процесс зашел в тупик, что привело к курьезной и напряженной ситуации. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук издал указ о переходе Черноморского флота под административное управление Украины. В ответ Борис Ельцин практически симметрично подписал указ о передаче флота под юрисдикцию Российской Федерации.
Это создало парадоксальную ситуацию двоевластия, в которой моряки и офицеры не понимали, кому теперь подчиняться. Знаковым событием стал поступок командующего флотом адмирала Игоря Касатонова, который отказался приносить присягу Украине, тем самым продемонстрировав глубину проблемы и необходимость ее политического решения. Этот акт неповиновения стал катализатором для возобновления переговоров. Летом 1992 года оба президента отменили свои противоречащие друг другу указы и сели за стол переговоров, которые оказались долгими и сложными.
Эпоха упадка и окончательное соглашение
1990-е годы стали временем тяжелых испытаний не только для флота, но и для всего постсоветского общества. Экономический кризис, расцвет криминала и коммерциализация всех сфер жизни не обошли стороной и военно-морские силы. Многие корабли, оставшиеся без должного финансирования и ухода, были утилизированы на металлолом, объекты инфструктуры продавались или сдавались в аренду, а военные городки перепрофилировались. Создавалось впечатление, что великий флот медленно, но верно прекращает свое существование.
Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.
Однако руководство России и Украины понимало стратегическую важность флота. После нескольких лет напряженных переговоров, 28 мая 1997 года было подписано окончательное соглашение о разделе. Согласно ему, Черноморский флот был разделен в пропорции примерно 82% к 18% в пользу Российской Федерации. Россия также получила в аренду на 20 лет основные объекты базирования в Крыму, включая Севастополь.
Историческая ирония и современность
Исторические события последующих лет придали всей этой истории особую иронию. В российском кинематографе, например в фильме «72 метра», были отражены драматичные эпизоды того периода, включая сцены прощания с Андреевским флагом. Судьба распорядилась так, что геополитическая карта в регионе изменилась.
После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году Севастополь, главная база флота, вновь оказался под российской юрисдикцией. Азовское море де-факто стало внутренним морем России. Таким образом, многолетние и болезненные усилия по разделу флота в 1990-е годы с высоты сегодняшнего дня могут показаться напрасными — ключевые активы и инфраструктура в итоге вернулись под единое управление.
В исторической ретроспективе можно отметить настойчивость Бориса Ельцина в отстаивании интересов России в отношении Черноморского флота. Его позиция, основанная на понимании долгосрочной стратегической ценности флота как одного из ключевых «союзников» государства, в конечном счете, оказалась прозорливой.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Когда распался Советский Союз, Черноморский флот продолжал оставаться великой силой.