На фотографии запечатлена советская самоходная артиллерийская установка Су-76М, позирующая рядом с подбитым немецким танком Pz.Kpfw. IV. Этот кадр символизирует ожесточенные бои весны 1945 года.
Начало боевого пути
После завершения ускоренной программы обучения во Втором Харьковском танковом училище, которое в военные годы было эвакуировано в Самарканд, молодому младшему лейтенанту Зиновию Зусмановскому доверили командование экипажем самоходного орудия. Ирония судьбы заключалась в том, что его направили служить в 13-ю армию, при этом до этого он обучался в 13-й учебной роте. Его мать, обеспокоенная таким «несчастливым» совпадением, даже просила перевести сына в другую часть. Однако сам Зусмановский не придавал значения суевериям, и вскоре ему предстояло доказать, что число 13 может стать для него счастливым.
Бой у Кауша
В апреле 1945 года полк, в котором воевал Зусмановский, вел тяжелые бои на территории Германии в районе города Кауш. Немецкие войска, пытаясь вырваться из окружения, яростно контратаковали. Экипаж Су-76М под командованием Зусмановского получил приказ поддержать ударную группу, наступающую на важный рубеж. Утром, выдвинувшись к опушке леса, советские самоходчики неожиданно столкнулись с противником.
Сквозь утренний туман показался немецкий танк, который начал разворачивать орудие в их сторону. «Неужели он сейчас нас накроет?» — мелькнула мысль у Зиновия. Но его наводчик, Андрей Налетов, среагировал быстрее. Прогремел выстрел, и вражеская машина окуталась дымом. Позже Зусмановский с иронией вспоминал, что в тот момент понял: «13» — это вовсе не несчастливое число.
На снимке — уничтоженная в бою самоходка Су-76М, наглядно демонстрирующая, через какие испытания проходили экипажи этих машин.
Испытание на прочность
Удача в тот день была переменчива. Вскоре после первой победы самоходка Зусмановского сама попала под точный огонь. Снаряд от немецкой «Пантеры» повредил гусеницу, сломав траки и опорный каток. Боевая машина потеряла ход и маневренность, оказавшись в крайне уязвимом положении. В отличие от танков, у САУ Су-76М башня не вращалась, что еще больше осложняло ведение боя из неподвижной позиции. Несмотря на это, экипаж проявил невероятное мужество и мастерство, сумев из поврежденной машины подбить еще два вражеских танка (в документах значились «Тигры», но, вероятно, это были Pz.Kpfw. IV).
Помощи ждать было неоткуда — по рации из штаба сообщили, что ремонтники будут не скоро. В это время пехота, оставшаяся без броневой поддержки, несла тяжелые потери. К самоходке подбежал командир пулеметной роты капитан И. Малик с отчаянной просьбой: «Ребята, сделайте что-нибудь. Мы без вас не можем».
Обратите внимание: Танковый ас: Зиновий Колобанов!
Тогда механик-водитель Идлат Галиулин предложил почти невозможное: своими силами натянуть поврежденную гусеницу. Работая под огнем, экипаж совершил подвиг, вернув машине ограниченную подвижность.
Героический экипаж самоходной установки Су-76М — обычные люди, совершившие необыкновенное.
Разгром колонны СС
Когда поврежденная, но все еще боеспособная самоходка выползла из укрытия, ее появление стало для пехотинцев настоящим чудом и было встречено громким «Ура!». Действуя как неподвижная огневая точка, Су-76М начала методично уничтожать врага. Сначала метким выстрелом было подавлено противотанковое орудие в лесу. Затем на пути самоходки оказалась целая колонна вражеской техники — бронетранспортеры и автомобили с эсэсовцами.
Зусмановский принял дерзкое решение. Его экипаж подбил головную, а затем и замыкающую машину в колонне, заблокировав путь к отступлению. После этого начался разгром. «Гордые арийцы» в панике разбегались, но спастись было негде. Су-76М вела огонь, нанося чудовищный урон противнику.
Из наградного листа младшего лейтенанта Зусмановского: «Вступил в бой с превосходящими силами противника... В результате... сожжено 2 „Тигра“, подбито 4 „Пантеры“, раздавлена колонна автомашин до 50 штук, разгромлено 4 противотанковых орудия..., уничтожено до 200 солдат и офицеров..., подавлено 24 пулеметные точки».
Зиновий Абрамович Зусмановский — командир, чья отвага и решительность принесли победу в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Жизнь после подвига
За этот беспримерный бой, в котором подбитая самоходка уничтожила целую колонну элитных войск СС, Зиновий Зусмановский был удостоен ордена Отечественной войны I степени. Все члены его экипажа также получили высокие награды — ордена Отечественной войны II степени.
Сам Зиновий Абрамович прошел всю войну, дошел до Берлина и встретил День Победы уже в Чехословакии. После войны, демобилизовавшись, он выбрал мирную профессию. Пройдя лечение в госпитале, он переехал в Ленинград, где окончил стоматологический техникум, а затем и Первый медицинский институт. Остаток своей жизни герой войны прожил в городе на Неве, оставив после себя память не только о воинской доблести, но и о созидательном труде в мирное время.
Больше интересных статей здесь: История.