Феномен монашества, как форма полного посвящения себя служению высшим силам через отречение от мирской жизни, является общим для многих мировых религий. Посвятивший себя этому пути человек добровольно покидает обычное общество, часто принимает новое имя и отказывается от множества мирских радостей и удовольствий, стремясь к духовному совершенству.
Отказаться от некоторых бытовых привычек, таких как обильная еда, длительный сон или развлечения, бывает относительно несложно. Однако одной из самых серьезных внутренних битв для монашествующих, особенно в христианской традиции, исторически была борьба с плотскими искушениями и физиологическим влечением к противоположному полу. Эта естественная человеческая потребность часто вступала в конфликт с обетами целомудрия.
Особенно остро эта проблема стояла в женских монастырях. В Средние века известны случаи, когда монахинь уличали в тайных встречах с мужчинами, которые могли проникать за монастырские стены. Церковные власти видели в этом серьезную угрозу уставу и духовной чистоте обителей.
Аскеза как средство укрощения плоти
Для отвлечения от греховных помыслов и усмирения плоти монахинь нередко принуждали к изнурительному физическому труду. Работа была часто тяжелой, монотонной и унизительной, способной сломить даже самого усердного трудолюбца. Священнослужители того времени верили, что усталость и физическое унижение помогают отвлечь ум от мирских соблазнов и вновь обратить его к Богу.
Но тяжелый труд был не самым суровым испытанием. Для усмирения наиболее «упорных» применялись вериги — тяжелые железные цепи, которые обматывали вокруг тела. При каждом движении они впивались в кожу, причиняя постоянную боль и неудобство. Считалось, что физические страдания способны изгнать из сознания греховные мысли о противоположном поле.
Некоторые монахини, движимые рвением к аскезе, прибегали к самобичеванию, используя, например, плети, или носили власяницы — грубые рубахи из козьей шерсти, которые вызывали нестерпимый зуд и раздражали кожу. Идея заключалась в том, чтобы постоянный физический дискомфорт полностью занимал мысли, не оставляя места для искушений.
Изоляция и строгий устав
Однако главным союзником в борьбе с искушениями был сам образ жизни. Женские монастыри, в отличие от мужских, часто строились в удаленных от поселений местах, обносились высокими стенами, а доступ посторонним мужчинам (кроме священников) был строго запрещен. Многие монахини годами, а то и десятилетиями, не видели никого из мирян, что сводило возможность грехопадения к минимуму.
В современном мире жизнь монахинь изменилась. Они чаще контактируют с внешним миром, могут заниматься образованием, благотворительностью или даже вести небольшой бизнес для нужд обители. Тем не менее, строгий внутренний устав по-прежнему регулирует все аспекты их жизни: от одежды и питания до запрета на посещение светских развлечений, ношение украшений, употребление табака и алкоголя.
Эти ограничения, помноженные на ежедневную молитвенную практику, оказывают сильное формирующее воздействие. Не все выдерживают такой ритм и степень самоотречения, некоторые уходят обратно в мир. Но многие со временем обретают внутренний покой, и их восприятие окружающих, включая мужчин, меняется, переставая быть связанным с мирскими страстями. Для кого-то монастырь становится не только путем служения, но и убежищем от сложностей и суеты современной жизни.
Обратите внимание: Почти все лучшие игроки, которые сейчас находятся в топе списков - ненастоящие.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Монашество есть почти во всех мировых религиях.