Садовые отшельники: как английские аристократы XVIII века использовали бездомных в качестве живого декора

В эпоху грузинской Англии роскошные поместья славились не только ухоженными садами, но и весьма необычными элементами декора. Помимо традиционных садовых гномов, высший свет увлекался куда более экстравагантным украшением — живыми людьми, исполнявшими роль мистических отшельников или друидов.

Живой декор: найм бездомных для роли друидов

Эта практика была доступна лишь самым состоятельным аристократам. Чтобы произвести впечатление на гостей и выделиться в обществе, владельцы поместей размещали объявления о поиске подходящего человека — чаще всего бездомного, чей внешний вид напоминал древнего друида или лесного отшельника. Идеальный кандидат должен был обладать способностью создавать атмосферу таинственности, якобы общаясь с духами и предсказывая будущее.

С нанятым «друидом» заключался своеобразный контракт. На определённый срок ему предписывалось жить в саду, строго соблюдая условия: запрещалось мыться, стричь ногти и волосы, а также следить за гигиеной в целом. Целью было поддержание образа дикого, отрешённого от цивилизации человека.

Роль и быт садового отшельника

Работа считалась «непыльной» и довольно прибыльной для бездомного. Его облачали в специальный костюм, часто дополненный шляпой и кельтскими атрибутами. Обязанности варьировались: некоторым запрещалось общаться с гостями, другим, напротив, предписывалось быть разговорчивыми, пусть и без светских манер. Когда гости замечали эту диковинную фигуру, хозяин с гордостью представлял её как лесного друида, снизошедшего до его поместья и готового погадать или поведать тайны будущего.

Это стало своеобразным соревнованием среди богачей: кто мог позволить себе живого «друида», демонстрировал высший статус. Менее состоятельные землевладельцы, не имевшие средств на содержание живого человека, шли на хитрость — заменяли его реалистичным манекеном или обустраивали в саду искусственную пещеру с намёком на недавнее присутствие таинственного отшельника.

Сложности «престижной» работы

На первый взгляд, такая жизнь могла казаться беззаботной: жильё, еда со стола лорда и минимум обязанностей. Однако, как отмечают историки, выдержать условия контракта — полную изоляцию и пренебрежение гигиеной — мог далеко не каждый. Это делало настоящих, выносливых «друидов» редким и дорогим товаром, доступным лишь элите. Иногда для них даже строили специальные хижины или «эрмитажи» в глубине сада.

Феномен садовых отшельников был настолько распространён, что стал предметом академического изучения. Историк Гордон Кэмпбелл в своей книге «Отшельник в саду: от имперского Рима до декоративного гнома» прослеживает корни этой традиции аж до Древнего Рима. Он также приводит конкретные примеры, например, описание отшельника по имени Фрэнсис из поместья сэра Ричарда Хилла в Шропшире. Тот принимал гостей за столом, уставленным мрачными атрибутами вроде человеческого черепа и песочных часов, создавая готическую и пугающую атмосферу.

Обратите внимание: Самые имбовые тяжелые танки World of Tanks, которые будут нагибать в 2021!.

Корни традиции: грузинская меланхолия и готический романтизм

Почему же именно Англия XVIII века стала колыбелью этой странной моды? Профессор Кэмпбелл объясняет это явление «грузинской меланхолией». Среди аристократии той эпохи были чрезвычайно популярны настроения романтического нигилизма, увлечение смертью, мистицизмом и всем готическим. Присутствие в саду полудикого отшельника, олицетворявшего связь с древними силами и бренностью бытия, идеально вписывалось в этот культурный контекст и будоражило воображение гостей.

Таким образом, садовый отшельник был не просто причудой, а статусным символом, отражавшим философские и эстетические тенденции своего времени. Эта традиция ярко демонстрирует, как социальное неравенство и мода переплетались, создавая поистине уникальные явления в истории.

Интересный вопрос для размышления: согласились бы вы сегодня на подобную «работу» в обмен на кров и пропитание?

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Те поместья, которые не могли раскошелиться на такую диковинку заменяли живого бомжа манекеном.