Трудное детство и путь в небо
Мечта о полётах живёт во многих сердцах. Для Александра Клубова эта мечта стала смыслом жизни, но путь к ней был полон испытаний. Он рано потерял отца, матроса с легендарной «Авроры», погибшего в стычке с дезертирами. Семья, оставшись без кормильца, оказалась в крайней нужде: их огород грабили, воровали хлеб. Не выдержав тягот, мать ушла, оставив четверых детей на попечение старшего сына Алексея.
Тот, будучи ещё подростком, взял на себя заботу о младших, работая наравне со взрослыми. Дети часто голодали, питаясь скудными лепёшками и толчёным мхом. Перелом наступил с созданием в деревне колхоза — жизнь стала понемногу налаживаться. Алексей, отслужив в Ленинграде, смог помочь младшему брату Саше устроиться в фабрично-заводское училище, где тот получил ценную рабочую специальность.
Вдохновлённый подвигом челюскинцев и их спасителей-лётчиков, Александр «заболел» небом. Его путь в авиацию был последовательным: сначала планерный кружок, затем аэроклуб и, наконец, лётная школа. Свой первый боевой опыт молодой пилот получил в Закавказье, управляя устаревшими тихоходными бипланами.
Огненное крещение и первая «Аэрокобра»
К 1942 году, когда немецкие войска рвались к Кавказу, Александр уже был опытным бойцом. В одном из неравных боёв, где одиннадцать «Мессершмиттов» атаковали три советских истребителя, он сумел сбить три новейших вражеских машины, прежде чем его собственный самолёт был подожжён. Пилот до последнего тянул горящую машину к своим, чтобы спасти самолёт, и покинул кабину с парашютом лишь когда пламя охватило её полностью. За этот подвиг он был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Едва оправившись от ожогов, Клубов снова сел за штурвал — на этот раз своего верного И-153 «Чайка». Весной 1943 года его направили в полк под командованием легендарного аса Александра Покрышкина. Здесь пилот впервые познакомился с американским истребителем Bell P-39 «Аэрокобра» — самолётом, который станет его главным оружием.
Обратите внимание: Практическая польза от 3D стилей WoT! Узнай чтобы побеждать!.
«Неудачный» самолет, ставший легендой
«Аэрокобра» имела репутацию сложной и даже опасной машины. Американские пилоты недолюбливали её за капризный двигатель, который мог заглохнуть при малейшей ошибке, и категорически запрещали посадку «на брюхо» — это почти гарантировало гибель лётчика. Именно поэтому США начали поставлять эти самолёты в СССР по ленд-лизу, считая их малопригодными для себя. Однако советские лётчики и инженеры сумели раскрыть истинный потенциал машины, которую на Западе сочли браком.
Для Клубова, привыкшего воевать на устаревшей технике, «Аэрокобра» стала настоящим прорывом. Её мощное вооружение (пушка и крупнокалиберные пулемёты), исключительная маневренность на средних высотах, отличный обзор из кабины и высокая живучесть идеально подходили под его дерзкую тактику боя. Пилот буквально жил в небе, помогая техникам обслуживать машину, чтобы быстрее снова подняться в воздух.
За три месяца в полку Покрышкина Александр провёл тридцать воздушных боёв и в каждом третьем одерживал победу, доведя свой личный счёт до дюжины сбитых самолётов. За эти успехи он был награждён орденом Александра Невского. К апрелю 1944 года на его счету было уже 14 побед и более 300 боевых вылетов. За мужество и мастерство, проявленные также при штурмовке наземных целей, Александру Клубову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Трагический финал и вечная память
Осенью 1944 года опытный ас начал осваивать новейший советский истребитель Ла-7. 1 ноября при заходе на посадку его самолёт, попав в боковой ветер, выкатился за пределы взлётной полосы, колесо угодило в канаву, и машина перевернулась. Александр Клубов скончался от полученных травм.
Обстоятельства катастрофы до сих пор вызывают споры. Официальной версией стало повреждение взлётной полосы. Однако многие специалисты склоняются к тому, что причиной могла быть техническая неисправность, характерная для ранних серий Ла-7, — отказ пневмосистемы выпуска закрылков. Это вынудило пилота садиться на повышенной скорости, что и привело к трагедии.
Так оборвалась жизнь выдающегося лётчика, который сумел превратить «неудачный», по мнению создателей, самолёт в грозное оружие и доказать, что победу в небе определяет не только техника, но и мастерство, отвага и воля пилота. Его история — яркий пример того, как советские асы находили сильные стороны даже в самых неоднозначных машинах и использовали их на пределе возможностей.
Вечная память герою. Здоровья и удачи всем нам на земле и в воздухе!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Американцы «Аэрокобру» и поставлять-то в СССР начали, чтобы сбагрить порченный (как им казалось) товар.