Всем привет! Сегодня мы поговорим об одном из самых необычных и амбициозных инженерных проектов предвоенного СССР — летающей подводной лодке (ЛПЛ). Идея принадлежала талантливому инженеру Борису Ушакову и на первый взгляд кажется чем-то из области научной фантастики.
Сокращённо этот гибрид называли ЛПЛ
Контекст и зарождение идеи
В середине 1930-х годов Советский Союз активно наращивал военно-морскую мощь, строя линкоры и планируя создание авианосцев. В этой атмосфере технического прогресса рождались и самые смелые концепции. Одной из них и стал проект летающей подводной лодки, который с 1934 по 1938 год разрабатывал Борис Ушаков. По замыслу, аппарат представлял собой трёхмоторный гидросамолёт с двумя поплавками, оснащённый перископом для подводного наблюдения.
Путь от идеи к чертежам
Работа над проектом началась ещё в стенах Высшего морского инженерного института имени Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде. Студент Ушаков задался целью создать машину, сочетающую возможности гидросамолёта и подводной лодки. Проект многократно дорабатывался, появлялись новые варианты конструктивных решений.
В 1936 году эскизный проект был представлен научно-исследовательскому военному комитету РККА. Идея была признана заслуживающей внимания и проработки. Комиссия даже отметила, что «разработку проекта желательно продолжать…». Казалось, зелёный свет дан. Проект передали в отдел «В» для реализации. Однако при детальных расчётах были выявлены серьёзные технические противоречия, и работы приостановили. Несмотря на это, Ушаков, уже как воентехник первого ранга, продолжал в свободное время совершенствовать свою идею.
Технический облик и неразрешимые противоречия
Окончательный вариант ЛПЛ, представленный в 1938 году, предполагал создание цельнометаллического самолёта со скоростью полёта около 185 км/ч и подводной скоростью всего 5.5 км/ч. Для реализации этой двойственной природы инженерам пришлось бы решить целый комплекс сложнейших задач:
Герметичность: Чтобы аппарат мог погружаться, требовалась абсолютная герметизация. Проектом предусматривалось шесть герметичных отсеков в фюзеляже и крыльях. Авиационные моторы АМ-34 планировалось закрывать специальными щитами. При переходе в подводное положение экипаж из трёх человек должен был переместиться в отдельный отсек, а пилотская кабина и другие полости заполнялись водой, выполняя роль балласта.
Проблема массы: Здесь кроется фундаментальное противоречие. Для полёта нужен лёгкий корпус, а для погружения и устойчивости под водой масса аппарата должна быть значительной (сравнимой с массой вытесненной воды). Проект предполагал увеличение массы под водой в 4 раза за счёт заполнения балластных цистерн. Это, в свою очередь, требовало более мощных и тяжёлых электродвигателей и аккумуляторов, создавая порочный круг.
Аэродинамика vs Гидродинамика: Крылья, идеальные для полёта, становятся серьёзной помехой под водой, создавая огромное сопротивление. Оптимальная подводная форма — обтекаемая «сигара». Вариант со складными крыльями рассматривался, но невероятно усложнял и без того фантастическую конструкцию.
Прочность корпуса: Для противостояния давлению воды на глубине корпус должен быть очень прочным и жёстким, что снова вело к увеличению веса, недопустимого для самолёта.
Почему проект так и не взлетел (и не поплыл)
По сути, ЛПЛ Ушакова была сплошным инженерным компромиссом. Каждое решение, улучшающее лётные качества, ухудшало подводные, и наоборот. Технологии конца 1930-х годов не позволяли преодолеть эти фундаментальные физические и конструктивные противоречия. Проект, опередивший своё время, был признан нереализуемым и закрыт.
Несмотря на это, история летающей подводной лодки остаётся ярким памятником смелости инженерной мысли и безграничности человеческой фантазии в стремлении создать нечто совершенно новое.
А вам интересно было бы почитать о других необычных проектах вроде летающего танка?
Если статья показалась вам занятной, поддержите автора подпиской и лайком. Удачи!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Вот как надо курить. Летающая подводная лодка СССР. Статья для тех кто хочет поржать.