Основные характеристики и роль в войне
СУ-152 (изначально известная как Объект 236, КВ-14 или СУ-14) — это тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Она была создана на базе танка КВ-1с и вооружена мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему назначению эта машина являлась тяжёлым штурмовым орудием, предназначенным для разрушения укреплений и борьбы с бронетехникой противника, и лишь ограниченно могла использоваться как самоходная гаубица. Первый прототип был собран на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, а серийное производство началось уже в следующем месяце. Всего было выпущено 670 таких машин, прежде чем в декабре 1943 года их сменила более совершенная и лучше бронированная ИСУ-152.
Боевое крещение и прозвище «Зверобой»
Свой боевой дебют СУ-152 совершила летом 1943 года в легендарном сражении на Курской дуге. Именно здесь она блестяще проявила себя как грозный истребитель новых немецких тяжёлых танков «Тигр» и самоходных установок «Фердинанд». Мощный 152-мм снаряд, даже осколочно-фугасный, наносил вражеской технике катастрофические повреждения, выводя её из строя не только прямыми попаданиями, но и близкими разрывами. За эту эффективность против «зверинца» вермахта СУ-152 и получила в войсках уважительное прозвище «Зверобой», которое стало важным моральным фактором для советских солдат. Наиболее активно эти САУ применялись во второй половине 1943 и начале 1944 годов, после чего их число в войсках стало сокращаться из-за боевых потерь и износа. Небольшое количество уцелевших машин воевало до конца войны и даже оставалось на вооружении в послевоенные годы, хотя до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры.
Предпосылки создания: необходимость в «истребителе ДОТов»
Идея создания такой машины родилась из анализа наступательных операций конца 1941 года. Советское командование осознало острую нехватку мобильного и мощного средства для разрушения долговременных вражеских укреплений (ДОТов) и поддержки пехоты с танками. Фугасного действия снарядов 76-мм пушек танков Т-34 и КВ-1 для этого было явно недостаточно. Ранее подобные задачи возлагались на тяжёлый танк КВ-2 с 152-мм гаубицей, но его производство было свёрнуто, а большинство машин потеряно. Кроме того, КВ-2 страдал от низкой надёжности и был слишком тяжёлым. Поэтому работы по созданию новой машины стали актуальными.
Поиск концепции и путь к СУ-152
Конструкторы изначально экспериментировали с разными подходами. Рассматривался танк КВ-9 с 122-мм гаубицей во вращающейся башне, а также «артиллерийский танк» КВ-7 с несколькими орудиями в неподвижной рубке. Однако последний вариант провалился из-за неэффективности залповой стрельбы из пушек с разной баллистикой. В итоге пришли к оптимальному решению: установить одно крупнокалиберное орудие в неподвижной броневой рубке. Это позволяло сэкономить вес, снизив нагрузку на шасси и двигатель. После пленума Артиллерийского комитета в апреле 1942 года начались работы над проектом, но они были замедлены катастрофической обстановкой под Сталинградом, когда все силы бросили на выпуск танков Т-34.
Срочное создание и принятие на вооружение
Новый импульс работам дала Сталинградская битва и последовавшее контрнаступление. В условиях бездорожья и снега буксируемая артиллерия оказалась маломобильной и уязвимой. Потребность в самоходном орудии поддержки стала критической. 4 января 1943 года вышло постановление ГКО, предписывавшее создать тяжёлую 152-мм САУ за рекордные 25 дней. Из нескольких проектов выбрали самый простой и быстрый в реализации — вариант конструктора Жозефа Котина на базе КВ-1с с минимальными переделками. Уже 24 января первый прототип, названный «Объект 236», был готов и успешно прошёл испытания. 9 февраля 1943 года САУ была официально принята на вооружение под индексом СУ-152.
Особенности конструкции и компоновки
Корпус и рубка СУ-152 сваривались из катаных броневых листов толщиной от 20 до 75 мм, расположенных под рациональными углами наклона для лучшей защиты. Экипаж из пяти человек полностью размещался в просторной рубке, объединявшей боевое и отделение управления. Для посадки служили два люка: круглый на крыше и прямоугольный в корме. Основное вооружение — 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалось в рамной установке в лобовом листе рубки со смещением вправо. Противооткатные устройства защищались массивным литым бронекожухом.
Мощное вооружение и боекомплект
152-мм орудие МЛ-20С было адаптировано для самоходной установки: маховики наводки для удобства экипажа перенесли на левую сторону ствола. Орудие имело углы вертикальной наводки от -5 до +18 градусов и могло вести огонь в секторе 12 градусов по горизонтали. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла до 3,8 км, а максимальная — около 13 км. Боекомплект из 20 выстрелов раздельно-гильзового заряжания размещался вдоль бортов и кормы рубки. Скорострельность была невысокой — 1-2 выстрела в минуту, но мощь каждого выстрела компенсировала этот недостаток. В бою использовались бронебойные, бетонобойные, а чаще всего — универсальные осколочно-фугасные снаряды, которые наносили огромные повреждения любой цели.
Боевое применение и наследие
Несмотря на относительно небольшое количество выпущенных машин, СУ-152 оставила заметный след в истории. Она стала ответом на urgent operational need Красной Армии в мобильном орудии большой мощности. Её успех на Курской дуге доказал правильность выбранной концепции тяжёлой штурмовой САУ и открыл дорогу для создания целого семейства подобных машин, вершиной которого стала ИСУ-152. СУ-152 «Зверобой» не только эффективно боролась с бронетехникой и укреплениями врага, но и стала символом мощи советской самоходной артиллерии, подняв боевой дух войск в один из самых сложных периодов войны.
На этом все!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: СУ-152.