Работы по модернизации танка Т-34 и созданию Т-34М в Харькове весной 1941 года

Начало работ над Т-34М

В начале апреля 1941 года на заводе №183 в Харькове макетная комиссия во главе с военинженером С.А. Афониным одобрила технический проект нового танка Т-34М. После этого конструкторское бюро КБ-520 немедленно приступило к созданию рабочих чертежей для изготовления опытных образцов, учитывая все замечания комиссии. В качестве основы был выбран наиболее защищенный вариант машины, известный как вариант «Б», с усиленной до 60 мм броней корпуса и башни. Таким образом, с середины апреля основные силы конструкторов были брошены на доводку и подготовку документации для опытного образца Т-34М.

Испытания и модернизация серийного Т-34

Параллельно с работами над новой моделью, в опытном цехе «540» продолжались активные работы по улучшению уже выпускавшегося танка Т-34. В апреле 1941 года там проводились испытания новых центробежных вентиляторов для системы охлаждения двигателя В-2-34. Согласно отчету военного представителя Г.А. Алексеева, два из трех испытанных вариантов показали себя с лучшей стороны и не имели поломок, в то время как третий потребовал доработки.

«В Апреле мес. продолжалось, начатое в Марте испытание 3-х вариантов вентиляторов:
I-й вариант: Вентилятор со специальными распорками вместо подлопатников, изготовлен из стали СТ-60Г вместо стали 30ХМА с толщиной лопаток в 3 мм вместо 2,5 мм. Машина с таким вентилятором прошла 2980 клм. За время испытаний вентилятор никаких поломок и дефектов не имел.
II вариант: Вентилятор с двумя подлопатниками и с кольцом на ободе по типу вентилятора А-7М. Большой подлопатник поставлен больших размеров, чем на серийных. Толщина лопаток и подлопатников 3 мм, вместо 2,5 мм. Материал [сталь марки] 60Г вместо [стали марки] 30ХМА. Машина с таким вентилятором прошла 2874 клм. За время испытания вентилятор никаких дефектов и поломок не имел.
III вариант: Вентилятор посажен на маховик фрикционно. Машина с таким вентилятором прошла 1900 клм, после чего вентилятор с машины снят т.к. поломались пальцы нажимных пружин. После устранения дефектов этот вентилятор будет испытываться в Мае мес.»
Заключение по первым двум вариантам оформляется и будет Вам выслано в первых числах Мая мес.».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 348]

Кроме того, в цехе испытывались различные детали танка, изготовленные из более доступных материалов-заменителей. Это касалось элементов ходовой части, шестерен коробки передач и других узлов. Например, дорогие латунные втулки планировалось заменить на чугунные марки Сч 32ХН. Такие меры были направлены на экономию дефицитных, в том числе импортных, материалов и снижение общей себестоимости производства без ущерба для качества боевой машины.

Проблема смотровых приборов механика-водителя

Особое внимание уделялось совершенствованию обзора для механика-водителя. 1 апреля завод обратился в ГАБТУ КА с просьбой утвердить для серии новую литую крышку люка со смотровыми приборами. Для окончательного решения одну такую крышку отправили на Мариупольский завод для испытаний обстрелом, которые прошли 18 апреля. Комиссия пришла к выводу, что ни старая, ни новая конструкция люка не обеспечивают надежной защиты от 76-мм снарядов. Новая литая крышка также имела уязвимые петли, которые срезались при попадании 45-мм снаряда, что делало замену створок в полевых условиях невозможной.

«Люк водителя, как старой конструкции [серийный], так и литой – новой конструкции [изготовленный по чертежу 34.29.167сб.], для защиты против 76 мм снарядов ненадежен... Люк новый (литой) имеет следующие недостатки:
а) Броня неравнпрочна броне носа, 76 мм снарядом была пробита.
б) Петли люка, на которых крепятся створки смотровых приборов срезаются при попадании 45 мм снарядами в створки. Замена створки после этого делается невозможной, необходимо менять весь люк.
Эти недостатки должны быть устранены».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 332. Л. 81]

Еще не зная результатов этих испытаний, главный инженер завода С.Н. Махонин 20 апреля направил в ГАБТУ КА письмо, в котором предлагал отказаться от сложных запасных смотровых приборов (рамок с зеркалами) для нового люка. Он указывал, что эти приборы, по результатам ездовых испытаний, давали плохой обзор, а для их производства требовались специальные стекла, которые промышленность еще не освоила.

Прорывное решение: зеркальные призмы

К этому времени на заводе уже была разработана принципиально новая конструкция смотрового прибора — зеркальная призма из оптического стекла (чертеж 34.36.58сб). Испытания, начатые в апреле, давали обнадеживающие результаты. Для ее установки были созданы чертежи новой литой крышки люка (деталь 34.29.1161А), которую также планировалось испытать обстрелом.

Однако возникла серьезная проблема с производственной базой. Заместитель наркома среднего машиностроения С.А. Акопов 26 апреля в письме на имя К.Е. Ворошилова сообщал, что несколько наркоматов отказались от производства этих оптических призм, ссылаясь на отсутствие мощностей. Он просил срочного указания о размещении заказа, так как без этого важное усовершенствование танка могло застрять на стадии опытного образца.

Чертеж зеркальной призмы смотрового прибора механика-водителя танка Т-34 (деталь 34.36.292)

Вопрос был решен на самом высоком уровне — соответствующим постановлением правительства. Не дожидаясь окончательных испытаний новой крышки с призмами, руководство БТУ ГАБТУ КА 30 апреля временно утвердило для серийного производства чертежи литой крышки люка (34.36.167сб), о чем уведомило всех заинтересованных лиц.

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танки ссср #т-34 #танк т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой

Источник - https://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-15-ne-sbavlyaya-nabrannyh-tempov/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 15. Не сбавляя набранных темпов. Часть 1.