Масштабная проверка производства
В 1940 году инспекторы военной приёмки Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) провели на заводе № 183 в Харькове серию выборочных проверок. Их целью было установить, насколько детали и узлы танков БТ-7М и Т-34 соответствуют чертежам и техническим условиям, а также оценить соблюдение технологических процессов при их изготовлении. Для оперативного устранения выявленных недостатков к проверкам привлекались технологи, конструкторы и представители заводского отдела технического контроля (ОТК).
Результатом этой комплексной работы в 1940 году стали значительные улучшения:
а) Были доработаны и внедрены многочисленные технологические процессы для обработки деталей, сборки механизмов и машин, а также процедуры контроля на производственных участках.
б) На основе выводов проверок было изготовлено и внедрено большое количество специального и измерительного инструмента, а также контрольно-проверочных приспособлений.
в) Производственные участки были оснащены новыми приспособлениями, стендами и оптимизированными процессами.
г) Проведена корректировка чертежей и технических условий для большей точности.
д) Удалось снизить уровень брака, выявляя его на самых ранних стадиях производства.
е) Повысился коэффициент использования металла благодаря замене поковок на более экономичные штамповки и другим мерам.
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1068. Л. 122 – 123]
Контроль в сборочном цехе
В сборочном цехе представители военной приёмки осуществляли постоянный надзор, который включал в себя:
– Повседневное наблюдение и периодическую проверку правильности сборки ключевых узлов танка: главного фрикциона, коробки передач, бортовых фрикционов и редукторов, топливных и масляных баков и других агрегатов в строгом соответствии с техническими условиями.
– Непрерывный контроль за сборкой машин на конвейере, включая проверку монтажа агрегатов, установки радиаторов, прокладки трубопроводов, а также сборки мелких механизмов и оборудования.
– Приёмку собранных танков на конвейере во время стационарных испытаний с «прокруткой» двигателя.
Стационарная прокрутка двигателя
Перед «стационарной прокруткой» — проверкой работы силовой установки и трансмиссии на месте — на танке должны были быть установлены все основные механизмы. Не монтировались только укладка боекомплекта, инструментальные ящики, жалюзи, крыши над моторным отсеком и гусеницы. Согласно техническим условиям 1940 года, общая продолжительность этого испытания не должна была превышать 40 минут:
«Прокрутка проводилась на разных передачах: I-я передача – 5 минут, II-я – 5 минут, III-я – 10 минут, IV-я – 10–15 минут, задний ход – 5 минут. Обороты двигателя поддерживались в диапазоне 1500–1600 об/мин, с кратковременными изменениями для проверки давления топлива и масла. Все механизмы должны были работать безупречно. Результаты испытания фиксировались в акте, который подписывали мастер цеха, старший мастер ОТК и представитель заказчика (военной приёмки).
Если танк не проходил испытание, дефекты устранялись, и машина отправлялась на повторную прокрутку. Она длилась ровно столько, сколько было нужно для подтверждения устранения неполадки, но не более 20 минут. Принятый танк окончательно собирали, устанавливали новые гусеницы и отправляли на площадку для испытания разворотами. После этого, при отсутствии замечаний, машина с сопроводительным извещением от ОТК и военной приёмки передавалась в сдаточный цех.»
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1850. Л. 87 об.]
Заводская обкатка и сдаточные испытания
Из сборочного цеха танки поступали в сдаточный, где их готовили к заводской обкатке и финальным сдаточным испытаниям под контролем военной приёмки. Процедуры были строго регламентированы:
Заводская обкатка:
Танк, идущий на обкатку, должен был быть полностью укомплектован механизмами и башней, но без вооружения, оптических приборов и части возимого имущества. Рации также не устанавливались. Машину догружали до полного боевого веса. Километраж обкатки составлял не более 20 км: первые три километра — на первой передаче, следующие три — на второй, остальные — на третьей и четвёртой. Во время пробега делалась одна остановка для осмотра и подтяжки всех соединений, а также проверки манёвренности на «восьмёрке». Все данные и замечания заносились представителем ОТК в журнал.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Сдаточное испытание:
На этом этапе танк должен был быть полностью оборудован, включая пушку. Километраж испытания — до 50 км по просёлочным, грунтовым дорогам и бездорожью со средней скоростью 20–30 км/ч. Допускалось не более двух остановок по вине машины длительностью до 10 минут каждая. Сразу после пробега проводился осмотр и кратковременная прокрутка ходовой части (до 10 минут).
Если обнаруживались серьёзные дефекты, сдаточный пробег мог быть засчитан условно, но требовался дополнительный контрольный пробег в 25 км после их устранения. Для менее значительных неполадок контрольный пробег не назначался, а исправление дефектов проверялось осмотром или короткой прокруткой.
х) ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Контрольный пробег в 25 клм назначается в случае, если дефект обнаружен во второй половине пробега, при обнаружении дефекта в первой половине пробега, пробег не засчитывается.
Условия для контрольного пробега те же, что и для сдаточного испытания.
Важным правилом было то, что танки не должны были проходить пробеги с установленным вооружением, если требовалось устранять дефекты, выявленные на сдаточных испытаниях.
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1850. Л. 87 об. – 89]
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-9-podvodya-itogi-predvoennogo-goda/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 9. Подводя итоги предвоенного года. Часть 8.