В 1940 г. работниками военной приемки ГАБТУ КА на заводе № 183 были проведены многочисленные выборочные проверки деталей и узлов танков БТ-7М и Т-34 на соответствие чертежных размеров и технических условий, а также на соблюдение технологических процессов при их изготовлении.
Для выявления и устранения замеченных недочетов и отступлений выборочные проверки производились с участием технологов, конструкторов и представителей ОТК завода № 183. В результате этой работы в 1940 г. было:
«а) Уточнено и внедрено значительное количество технологических процессов обработки деталей, сборки механизмов и машин, а также процессов контроля на отдельных участках производства.
б) По выводам, указанным в актах проверки внедрено значительное количество специального и мерительного инструмента и контролирующих проверочных приспособлений.
в) По актам выборочной проверки оснащено ряд производственных участков приспособлениями, стендами, процессами и т.д.
г) Проведено уточнение чертежей и технических условий.
д) Проведено уменьшение брака и выявление его на первых операциях и деталях.
е) Увеличение коэффициента использования металла путем замены поковок штамповками и т.д.».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1068. Л. 122 – 123]
В сборочном цехе представителями военной приемки ГАБТУ КА производились следующие работы:
– повседневное наблюдение и периодическая проверка правильности сборки отдельных узлов, агрегатов и механизмов танков (главный фрикцион, коробка передач с бортовыми фрикционами, бортовые редукторы, топливные и масляные баки и т.д.), согласно требованиям технических условий;
– повседневное наблюдение за сборкой машин на конвейере (проверка правильности монтажа отдельных агрегатов, проверка установки радиаторов, монтажа водяных, масляных и топливных трубопроводов, а также сборки отдельных мелких механизмов и оборудования);
– приемка собранных танков на конвейере при их стационарных испытаниях «прокруткой» двигателя.
На машине, поступавшей на «стационарную прокрутку» (проверку работы силовой установки и трансмиссии танка при работающем двигателе) должны были быть установлены все основные механизмы, при этом не устанавливались: укладка боекомплекта в полу, инструментальные ящики, продольные и поперечные жалюзи, крыши корпуса над моторным и трансмиссионным отделениями и гусеницы. Согласно «Техническим условиям на сборку и приемку механизмов, и испытание танков Т-34 выпуска 1940 г.» общая продолжительность «стационарной прокрутки» не должна была превышать 40 минут:
«Продолжительность прокрутки: на I-й передаче – 5 минут, на II-й передаче – 5 минут, на III-й передаче – 10 минут, на IV-й передаче – 10 – 15 минут, на заднем ходе – 5 минут.Номинальное число оборотов в минуту при прокрутке 1500 – 1600 об/мин. при этом, в целях проверки давления топлива, масла и т.п. допускаются обороты от минимальных до максимальных (оговоренных выше). Механизмы машины должны удовлетворять требованиям, изложенным выше. Результаты стационарного испытания машины фиксируются актом, который должен быть подписан мастером цеха, старшим мастером ОТК и ПЗ [представитель заказчика].На машине не принятой стационарной прокруткой устраняются дефекты, и она вновь поступает на прокрутку; повторное испытание должно продолжаться ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы убедиться, что дефект, из-за которого вновь прокручивается машина, устранен, но не более 20 минут.Машина, принятая стационарной прокруткой, окончательно собирается, устанавливается на новые гусеницы и выезжает на площадку цеха для испытания разворотами. При отсутствии дефектов машина передается в сдаточный цех, на что сдаточному цеху выписывается ОТК извещение за подписью ОТК и ПЗ».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1850. Л. 87 об.]
Из сборочного цеха танки поступали в сдаточный цех, где их готовили сначала к заводской обкатке, а затем и к сдаточным испытаниям, в которых при непосредственном участии работников военной приемки ГАБТУ КА производилась их приемка. Процедура проведения заводской обкатки и сдаточных испытаний также регламентировались «Техническими условиями на сборку и приемку механизмов, и испытание танков Т-34 выпуска 1940 г.»:
«Заводская обкатка:Машина, идущая в обкатку, должна быть оборудована всеми механизмами и колпаком [башней], но без вооружения, оптических приборов, укладок в полу и возимого имущества.Машины идут в заводскую обкатку без рации; установка рации производится в сдаточном цехе и после заводской обкатки. Машины должны быть догружены до нормального веса машины в полном снаряжении.Километраж заводской обкатки не более 20 клм. Первые три километра машина проходит на первой передаче, три следующих – на 2-й и остальные на 3 и 4 (в зависимости от путевых возможностей).Во время обкатки машина делает одну остановку для осмотра и подтягивания всех ослабевших соединений, трубопроводов и мест крепления; здесь же машина проверяется на восьмерке на 1 и 2 передачах и заднем ходу, при этом в тяжелых условиях (рыхлый песок, пахота и т.п.) радиус поворота должен быть не менее 8 мт.Механизмы машины должны удовлетворять требованиям, изложенным выше.Во время пробега представитель ОТК ведет журнал, в который вписывает показания контрольных приборов и вообще все замечания по механизмам и машине в целом.Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
По возвращению в цех и устранению дефектов по акту ОТК после заводской обкатки, машина предъявляется ОТК. Принятая машина пломбируется ОТК и на неё выписывается извещение ПЗ за подписью Зав. Бюро ОТК при сдаточном цехе, т.е. машина предъявляется ПЗ к сдаточному испытанию.Сдаточное испытание:Машина, идущая в сдаточное испытание, должна быть оборудована также как для заводской обкатки (см. ниже), но с установленной системой [пушкой] при установке рации в нише колпака; при установке рации в носовой части систему в сдаточный пробег можно не устанавливать. Машины с установкой рации совмещают сдаточное испытание (ходовое) с испытанием рации (см. выше раздел по испытанию раций).Километраж сдаточного испытания не более 50 клм.Средняя скорость чистого движения: 20 – 30 км/час.Максимальная скорость 47 км/час. при 1700 об/мин.Машина должна проходить всевозможные проселочные и грунтовые дороги, а также и бездорожье, но на соответствующих скоростях. Маршрут для испытания – по выбору ПЗ и согласованию с нач. «100» и нач. «109».Во время пробега допускается иметь не более двух остановок по вине машины, продолжительностью не свыше 10-ти минут каждая. Механизмы должны удовлетворять требованиям, изложенным выше. Во время пробега представитель ОТК ведет журнал, в который вписывает показания контрольных приборов и вообще все замечания по механизмам и машине.Осмотр машины и прокрутка ходовой части должна производиться сейчас же после сдаточного пробега, прокрутка должна продолжаться не более 10 минут; при этом машина должна быть чистой для удобства осмотра. В случае обнаружения на машине дефектов таких, какие изложены ниже, сдаточное испытание засчитывается согласно таблицы.ТАБЛИЦАДефектов, с которыми сдаточное испытание засчитывается, но с последующим контрольным пробегом, после устранения дефектов.
х) ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Контрольный пробег в 25 клм назначается в случае, если дефект обнаружен во второй половине пробега, при обнаружении дефекта в первой половине пробега, пробег не засчитывается.
Условия для контрольного пробега те же, что и для сдаточного испытания.
В случае обнаружения на машине дефектов менее значительных, чем изложены выше, контрольный пробег не назначается, а устранение дефектов контролируется осмотром или прокруткой (в зависимости от дефектов). Прокрутка должна продолжаться ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы убедиться, что дефект, из-за которого прокручивается машина, – устроен, но не более 15-ти минут.
Порядок устранения дефектов с последующим контрольным пробегом должен быть таким, чтобы машины не ходили в пробеги с установленным вооружением».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1850. Л. 87 об. – 89]
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-9-podvodya-itogi-predvoennogo-goda/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 9. Подводя итоги предвоенного года. Часть 8.