Если кто-то считает, что только в Германии и Советском Союзе страдали тягой к гигантомании, то он заблуждается. Американские конструкторы также не были лишены соблазна сконструировать что-нибудь большое, тяжелое и запредельное мощное. Такое, чтобы «весь мир в труху»! Ну, или по крайней мере тяжелый немецкий танк «Тигр». Про арийский сверхтяжелый танк Pzkpfw.VIII Maus («Мышь») знают многие, однако не каждый хотя бы видел его американского родственника Т28.
После прихода к власти нацистов в Германии опыт Первой мировой войны был проанализирован самым серьезным образом. Хотя немцы с самого начала планировали ведение агрессивной войны на всех направлениях в целях завоевания столь желанного «Lebensraum» для германской нации, готовилось командование вермахта в том числе и к необходимости вести оборонительные военные действия. Для этой цели еще в 1936 году началось возведение Западного вала, системы долговременных укреплений, более известной как «Линия Зигфрида». Готов оборонительный вал протяженностью 630 километров был к 1940 году. В первую очередь Западный вал прикрывал Германию от Франции. Однако, в 1940 году он также отделял от французской территории Бельгию.
При организации второго фронта в Европе западные Союзники СССР очень быстро пришли к не самому приятному выводу для себя. Захватить немецкие порты и организовать удобный плацдарм не получится. Высаживаться придется на голые пляжи. Лучшим местом для такой операции была французская Нормандия. Проблема была в том, что войска Союзников даже в случае удачного десанта рисковали быть запертыми во Франции, в том числе благодаря заблаговременно возведенной линии Зигфрида. Никто не хотел повторения Первой мировой войны. Союзники боялись увязнуть на немецкой системе укреплений в Бельгии.
Для преодоления этой самой линии требовалось специальное вооружение. В частности, армия хотела получить какое-нибудь мощное средство против долговременных укреплений противника. Именно тогда в светлых головах американских оружейных конструкторов и родилась идея создания сверхтяжелой самоходной артиллерийской установки, которая в дальнейшем получила индекс Т28. Предполагалась, что супер-САУ одновременно сможет помогать в преодолении хорошо укрепленных участков и будет бороться с тяжелыми немецкими танками. К этому моменту тяжелые танки «Тигр» уже давно появились на Восточном фронте. Первый раз квадратные «котаны» появились в августе 1942 года. Более того, с июля 1943 года в немецкой армии активно использовались тяжелые (по немецкой классификации средние) танки «Пантера».
Обратите внимание: На заре отечественного танкостроения. Какой танк был первым в стране Советов?.
При этом последних становилось все больше.И все же в первую очередь Т28 должен был быть «бетонобойной» машиной. Поставить на безбашенный танк (так САУ классифицировались в США) предлагалось экспериментальную 105-мм танковую нарезную пушку Т5Е1. Важно подчеркнуть, что для времен Второй мировой войны калибр в 105 мм был по-настоящему исполинским. На советских Т-34 ставились пушки 76 и 85 мм, на немецких «Панцер IV» - 75 мм, на американских «Шерманах» 75 и 76 мм. Разрабатывать Т28 начали еще в 1943 году. Американское командование не испытывало иллюзий и надеялось получить хотя бы 25 узкоспециализированных САУ к моменту начала десантной операции во Франции. Однако, работа не ладилась. Проект несколько раз переделывался, в итоге согласована документация по Т28 была только в марте 1945 года.
На фоне успехов в Европе, а также снижения интенсивности боевых действий на Тихом океане, интерес командования к проекту все больше падал. Справедливости ради, работа конструкторов не пропадала зря. Например, наработки по 500-сильному двигателю Форд-GAF в последствии использовались в ходе создания танка М26 «Першинг». Реализацией проекта сверхтяжелой САУ занималась компания «Paccar». К этому моменту было решено, что предприятие сделает два тестовых образца. Но что же получилось в итоге? По мнению командования сухопутных сил США у «Paccar» вышел ненужный «Франкенштейн». Конечный результате не соответствовал тому, что хотели получить американские военные. Более того, откровенно непонятным оказалось позиционирование боевой машины.
Если Т28 назывался танком, то было решительно не понятно, почему у него нет вращающейся башни. Если Т28 все-таки был охотником на танки (САУ), тогда зачем машине нужно такое тяжелое бронирование. Стальная гомогенная лобовая броня имела толщину в 305 мм при угле наклона 0 градусов. Для сравнения, у «Шермана» лобовая броня составляла 51 мм при угле наклона 56 градусов. Все это не говоря уже о том, что новинка получилась крайне тяжелой и неповоротливой. При габаритах 7.4х4.5х2.8 метра и клиренсе в 495 мм «танк» весил 86 тонн. Для сравнения, боевая масса упакованного всем необходимым «Шермана» составляла 30 тонн.
Закончилось все для Т28 закрытием проекта в 1946 году. Хотя наработанный опыт не пропал даром, обе экспериментальные машины в конечном итоге было решено отправить на единственное место службы, где они могли принести хоть какую-то пользу – в музей. Именно там, в музее Паттона в Форт-Ноксе штате Кентукки последний из Т28 стоит на всеобщем обозрении до сих пор.
#военные машины #военное #оружие #танки #технологии #разработки
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Какой была сверхмощная американская сау т28.