Официальная реакция на недостатки
В январе 1941 года заместитель наркома обороны Георгий Кулик, основываясь на материалах Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), направил в Комитет обороны и Наркомат среднего машиностроения письма с тревожными выводами. В документах констатировались серьёзные конструктивные и эксплуатационные недостатки танка Т-34, выявленные в ходе длительных испытательных пробегов. Высокое командование потребовало от промышленности немедленно принять меры для исправления ситуации.
Жёсткий ответ завода № 183
Руководство харьковского завода № 183, ознакомившись с отчётом Научно-испытательного полигона (НИП) ГАБТУ, не стало медлить с ответом. Уже 29 января директор Юрий Максарев, главный инженер и конструкторы направили пространное письмо, в котором решительно оспорили методы и выводы комиссии.
В своём обращении заводчане выдвинули два основных тезиса:
- Нарушение правил эксплуатации. По их мнению, испытатели грубо нарушали инструкции по обслуживанию машин: заправляли топливо и масло без фильтров, не проводили плановые смазки и осмотры, запустили электрооборудование. Заводские представители, сопровождавшие пробег, якобы не были услышаны комиссией.
- Предвзятость отчёта. В документе НИП, как считали на заводе, были сконцентрированы лишь отрицательные стороны, а выводы часто делались без учёта конкретных обстоятельств. Критиковалась оценка скорострельности (списывались на дефекты пушки Л-11, а не танка), динамических качеств и работы радиостанции. Особое возмущение вызвал вывод о невозможности использования танка в отрыве от ремонтных баз, поскольку полевой ремонт силами экипажа специально не проверялся, а все работы выполнял один прикомандированный заводской слесарь.
В заключении письма завод признал отдельные технические недостатки (гусеницы, смотровые приборы, фрикционы), над устранением которых уже велась работа, но отверг общую критику, назвав её необоснованной. Было настойчиво потребовано провести повторные испытания с участием представителей завода и строгим соблюдением всех регламентов.
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Л. 160 – 162]Контраргументы полигона
Ответ военных испытателей не заставил себя ждать. 18 февраля начальник полигона полковник И.К. Романов в своём письме отверг все обвинения в некорректной эксплуатации.
В этом споре каждая сторона опиралась на свою «правду». Полигон проводил испытания в условиях, максимально приближенных к боевым, где не всегда возможно соблюдать идеальные процедуры мирного времени. Завод же апеллировал к строгому следованию техническим инструкциям. Романов подчеркнул, что главная цель отчёта — не осудить танк, а «ориентировать завод на улучшение выпускаемых им танков Т-34».
Ключевой цитатой из отчёта, которую он привёл, было утверждение о том, что Т-34, благодаря своим характеристикам, «должен быть преобладающим в системе вооружения танковых войск», а потому его конструкция требует особо тщательной отработки. Вывод о необходимости прекратить выпуск танков, по словам Романова, был собственной интерпретацией завода, не вытекающей из текста отчёта.
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 165]
Итог противостояния
Этот конфликт между производителем и заказчиком ярко высветил «болезни роста» нового танка. Военные указывали на реальные, часто критические, проблемы надёжности, которые могли стоить жизни экипажам в будущей войне. Завод, находясь под колоссальным давлением плановых заданий, защищал свою продукцию и репутацию, списывая часть проблем на условия испытаний.
Как именно харьковский завод боролся с выявленными недостатками и улучшал конструкцию «тридцатьчетвёрки» в последние месяцы 1940 года, станет темой следующего рассказа.
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-7-ispytaniya-na-vynoslivost-i-nadezhnost/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 7. Испытания на выносливость и надежность. Часть 6.