Добрый день, уважаемые читатели! Эта статья посвящена уникальному музейному экспонату — самоходной артиллерийской установке СУ-76И. Мы не будем углубляться в детальные технические характеристики, а сосредоточимся на истории этой машины и её современном состоянии.
Загадка на Поклонной горе
Среди экспонатов Музея Победы на Поклонной горе СУ-76И вызывает немало споров. Часть специалистов и энтузиастов уверена, что перед нами подлинная боевая машина. Другие же полагают, что это искусная реплика, созданная на шасси трофейного немецкого танка Pz.Kpfw. III, с новой, неоригинальной рубкой. Этот спор и побудил автора разобраться в вопросе. Что же на самом деле установлено на постаменте — оригинальная самоходка или качественная имитация?
Фото автора.
История создания СУ-76И
Появление СУ-76И стало вынужденной мерой. Первые советские лёгкие САУ СУ-76 страдали от ненадёжной трансмиссии. Пока шли работы по устранению дефектов, было решено использовать доступные трофейные шасси для создания временной самоходки. 18 января 1943 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны об организации на заводе №37 производства САУ на базе трофейных немецких танков Pz.Kpfw. III и штурмовых орудий StuG III, вооружённых 76-мм пушкой Ф-34.
Производство было развёрнуто в Москве. Всего с марта по ноябрь 1943 года собрали 201 машину, включая 20 командирских. Буква «И» в индексе означала «иностранная». Малый тираж объяснялся ограниченным количеством трофейных шасси, а также тем, что к тому времени проблемы с отечественной СУ-76 были решены, и её выпуск пошёл полным ходом.
Фото автора.
Путь конкретного экспоната
Информации о конкретной машине с Поклонной горы в открытых источниках немного, но кое-что удалось выяснить. Шасси этой САУ было обнаружено поисковым объединением «Экипаж» в 2002 году в Домодедовском районе Подмосковья. После реставрации в 38-м Научно-исследовательском институте Министерства обороны машину передали в дар музею.
Считается, что этот экземпляр в целом аутентичен, хотя орудие, вероятно, не оригинальное, а кормовой лист рубки был восстановлен в ходе ремонта.
Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.
Вид САУ до и после реставрации. Фотоколлаж автора из материалов Яндекс картинки и собственных материалов.
Где ещё можно увидеть СУ-76И
На сегодняшний день известно о трёх сохранившихся экземплярах СУ-76И:
1. Музей Победы на Поклонной горе (Москва, Россия);
2. Музей «Боевая слава Урала» (Верхняя Пышма, Россия);
3. Постамент в городе Сарны (Ровенская область, Украина).
Интересные детали московской машины
Важный факт: за основу для САУ на Поклонной горе был взят именно танк Pz.Kpfw. III, а не штурмовое орудие StuG III. Это видно по характерному элементу на крыше корпуса — воздухозаборнику двигателя, который отсутствовал на StuG. Любопытный вопрос для знатоков: для чего конкретно служил этот элемент? Неужели только для вентиляции и отвода пороховых газов?
Фото автора.
Ещё одна интересная деталь — зимний камуфляж, заметный на фотографиях машины до реставрации. Поскольку СУ-76И поступали в войска летом 1943-го и использовались примерно до лета 1944 года, возможны два варианта: это либо боевой окрас зимы 1943-44 гг., либо, что более вероятно, поздняя учебная окраска, нанесённая уже в тылу. Обнаружение машины в Подмосковье, далеко от линии фронта тех лет, скорее говорит в пользу второго варианта.
Фото автора.
Несмотря на небольшие масштабы производства и применения, СУ-76И, созданная на трофейном шасси, внесла свой вклад в общее дело Победы, став примером прагматичного использования доступных ресурсов в тяжелейшие годы войны.
На этом всё. Если материал был интересен, ставьте лайки и подписывайтесь! Как всегда с вами был Алекс Путешественник!
#великая отечественная война #танки #музей победы #поклонная гора #самоходка
Обратите внимание: В ближайшее время на супертест отправится немецкий средний танк IX уровня – Kunze Panzer..
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Су-76и - бывший немецкий танк с русской душой. Или редкая советская сау на Поклонной горе.