Установка радиостанции 71-ТК-3 в Т-34: спорный третий вариант и его испытания

Стоит подчеркнуть, что специалисты завода № 183 выразили несогласие с некоторыми выводами комиссии, проверявшей возможность размещения радиостанции 71-ТК-3 в корпусе танка Т-34. В особом мнении, которое подписали А.А. Морозов, А.А. Горбачев, Семененко и М.В. Бабкин, они указали на следующие моменты:

«Согласно указанию начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта т. Федоренко от 8 августа 1940 г., внутренняя установка антенны не является обязательным требованием.
Расширение отверстия в оси антенного ввода технически нецелесообразно, так как это потребует увеличения отверстия в броневом листе корпуса и не даст существенного улучшения характеристик.
Предложенный комиссией третий вариант размещения радиоаппаратуры требует обязательной проверки на реальном танке, поскольку влечет за собой переделку ряда узлов и потребует времени на доработку. При такой компоновке умформер РУН-10 из-за своих габаритов не может быть размещен на полу справа от радиста, а должен быть установлен под приемником на балансирной трубе.
Со своей стороны, мы считаем, что испытанный второй вариант установки радиостанции 71-ТК-3 может быть признан удовлетворительным, так как он не связан со значительными переделками конструкции машины».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 42]

Вернувшись в Москву, подполковник И.Н. Дорофеев 24 сентября 1940 года подготовил подробный отчет для начальника 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА С.А. Афонина. В донесении он изложил все этапы работы комиссии и подвел итог:

«В целом, вопрос о принципиальной возможности размещения рации в носовой части корпуса танка можно считать решенным. Заводу теперь необходимо приложить усилия для оптимизации компоновки радиостанции и конструкции бокового антенного ввода. С нашей стороны требуется проконтролировать выполнение заводом этих требований».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1182 Л. 3]

После отъезда И.Н. Дорофеева руководство дальнейшими испытаниями по установке радиостанции 71-ТК-3 в носовой части Т-34 взял на себя районный инженер УС КА полковник А.М. Бешенев.

Реализация третьего варианта и полевые испытания

Выполняя решения комиссии от 22 сентября 1940 года, конструкторы отдела «500» завода № 183 к 28 сентября смонтировали радиостанцию 71-ТК-3 в танках Т-34 с номерами 0618-4 и 0618-3 по третьему варианту – в правой части отделения управления.
Приемник в амортизационном каркасе закрепили на двух кронштейнах на трубе балансира правого переднего узла подвески, перед сиденьем стрелка-радиста. Передатчик разместили справа от сиденья, на правом борту машины, между пружинами подвески. Умформер РУН-10 и аккумулятор установили под приемником, а умформер РУН-75 – под передатчиком. Антенный ввод вывели через отверстие в правом подкрылке. Органы управления радиостанцией распределили по корпусу: центральный переключатель разместили рядом с антенным устройством, а ручной регулятор напряжения и распределительный щиток закрепили на верхнем лобовом листе.

Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту Размещение радиостанции 71-ТК-3 в носовой части корпуса танка Т-34 по третьему варианту

28 сентября 1940 года северо-восточнее Харькова провели испытания обоих танков. Целью было определение максимальной дальности связи на стоянке и в движении, а также оценка удобства работы экипажа с аппаратурой. Результаты, зафиксированные в отчете № 027, были следующими:

«1. При движении машин на 3-й и 4-й передачах на расстоянии 15–16 км между ними двусторонняя радиосвязь была устойчивой и непрерывной, контрольные радиограммы проходили на 100%.
При увеличении дистанции свыше 16 км связь в движении становилась неуверенной. На стоянке предельная дальность достигала примерно 26 км.
2. Размещение радиостанции признано в целом удобным для работы как на стоянке, так и в движении. Однако были выявлены существенные недостатки, затрудняющие доступ к механизмам и управление танком:
а) Из-за малого зазора между передатчиком и приемником доступ к затяжной гайке ленивца (натяжного колеса) полностью перекрыт.
б) Малое расстояние между рычагом правого бортового фрикциона и каркасом приемника создает риск зацепа руки механика-водителя, что может привести к аварии.
в) Размещение передатчика на борту и штатного сиденья создает чрезмерную тесноту для стрелка-радиста, делая его работу в летней форме стесненной, а в зимней – практически невозможной.
г) При настройке аппаратуры радист, наклоняясь, ударяется головой о прибор РРН, закрепленный на наклонном лобовом листе».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 73 – 74]

Заключение комиссии и список доработок

Несмотря на выявленные проблемы, комиссия в целом сочла такое размещение приемлемым. В заключительном акте от 30 сентября 1940 года было отмечено:

«Данный вариант по сравнению с первым и вторым обеспечивает наиболее удобное управление радиостанцией, дает наибольшую отдачу тока в антенну и, как следствие, увеличивает дальность связи на ходу до 15–16 км вместо 10–12 км.
Исходя из этого, предложить заводу № 183 выпускать радиофицированные машины с расположением аппаратуры в носовой части по третьему варианту».
[РГВА.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 76]

Для повышения удобства работы экипажа и надежности конструкции заводу № 183 было поручено устранить недостатки и провести комплекс мероприятий, включавший:

«1. Сместить передатчик вперед, для чего сделать вырез в защитном щитке амортизационной пружины.
2. Сдвинуть приемник влево не менее чем на 50 мм для обеспечения доступа к гайке ленивца и закрепить его на трех точках.
3. Углубить умформер РУН-10 в носовую часть, чтобы радист не упирался в него ногами.
4. Перенести ручной регулятор напряжения (РРН) на потолок ниши над главным переключателем.
5. Переместить распределительный щиток с предохранителями в переднюю часть правой ниши.
6. Оптимизировать крепление шнуров аппаратуры внутренней связи (ТПУ), чтобы они не мешали работе экипажа.
7. Установить телеграфный ключ на каркасе передатчика, предусмотрев для него специальное гнездо.
8. Усовершенствовать антенный ввод: увеличить защитный стакан, сделать быстрооткрывающееся днище, добавить третью фиксирующую выемку для наклонного положения антенны.
9. Сдвинуть сиденье стрелка-радиста влево и назад, допустив установку неподвижного сиденья, и предусмотреть защиту от ударов о кронштейны в башне.
10. Для освобождения места углубить в носовую часть щиток контрольных приборов механика-водителя и изогнуть рычаги управления.
11. Переместить осветительные приборы (светильники КЛС) на каркасы передатчика и приемника.
12. На первых десяти серийных радиотанках определить эталонную дальность связи в движении, которая станет нормой для приемки остальных машин.
13. Для проверки надежности в условиях длительной эксплуатации оборудовать три танка с учетом всех доработок и провести их всесторонние испытания.
14. На всех линейных (не радиофицированных) танках выполнить полный комплект креплений и подготовленных мест для радиоаппаратуры, чтобы ее монтаж в случае необходимости не требовал переделок корпуса».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1130. Л. 76 – 79]

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-6-v-poiskah-luchshej-svyazi/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 6. в поисках лучшей связи. Часть 7.