Бурсаки Российской Империи: быт, учёба и нравы дореволюционных семинаристов

Тульская духовная семинария, декабрь 1915 года. Этот снимок открывает наше повествование о жизни будущих пастырей в Российской Империи.

Семинария как социальный лифт и сословная обязанность

Религиозное образование в дореволюционной России было явлением сложным и многогранным. Оно не сводилось лишь к подготовке искренне верующих юношей к служению Церкви. Для детей священников обучение в семинарии было практически обязательным условием для наследования сана отца, продолжения духовной династии. С другой стороны, для выходцев из крестьянских или мещанских семей семинария представляла собой реальный шанс подняться по социальной лестнице, ведь статус духовенства был несравнимо выше. Это был доступный путь к образованию для тех, кто не мог позволить себе платную гимназию. Официально уровень знаний, даваемых семинарией, приравнивался к гимназическому, что открывало двери в университеты. Например, в Тверской духовной семинарии в конце XIX века до 20% учащихся были детьми крестьян, солдат и мещан. Такой социальный микс создавал внутри семинарий особую, порой конфликтную атмосферу.

От монастырских келий к казённым классам: история системы

До Петра I будущих священнослужителей готовили непосредственно в монастырях. Пётр Великий, стремясь поставить Церковь под контроль государства, в 1721 году утвердил «Духовный регламент», который ввёл систему духовных школ. Семинарии должны были открываться при архиерейских домах и монастырях. Обучение было закрытым, с жёсткой дисциплиной и ограниченным общением с родными. Восьмилетняя программа включала не только богословские предметы, но и светские науки: от латыни и географии до риторики и физики, хотя на практике упор часто делался на латинский язык. Такие школы, изначально называвшиеся «семинариями» лишь по месту проживания учеников, со временем дали название всей системе, а их воспитанников стали звать семинаристами (на землях современной Польши, Украины и Беларуси закрепились названия «бурса» и «бурсаки»). Реформа 1808 года упорядочила систему, разделив её на низшие, средние и высшие духовные училища.

Читальный зал семинарии — место, где теория встречалась с практикой самостоятельной работы.

Учёба: от псалмов до метафизики

Путь «поповича» обычно состоял из нескольких этапов: начальное образование в церковно-приходском училище, затем — семинария. Учебный план был обширен: в младших классах изучали церковное пение, катехизис, священную историю, русскую грамматику и арифметику. В старших добавлялись греческий, церковнославянский, история церкви, география, философия и богословие. Однако качество преподавания и усердие учеников сильно разнились. Для многих учёба была формальностью, необходимой для получения сана, а сложные языки вроде греческого и латыни просто «проходили».

Семинария в Саратове — типичный пример учебного заведения, где переплетались учёба, быт и конфликты.

Быт и нравы: вольница, нищета и бунтарский дух

Истинным испытанием для многих семинаристов были не учебники, а суровые условия жизни. Мест в казённых общежитиях на всех не хватало, и дети сельских священников часто ютились в дешёвых наёмных квартирах («вольных квартирах») по несколько человек. Митрополит Евлогий (Георгиевский) ярко описал свой быт в Белёвском училище: скитания по съёмным углам, самостоятельная закупка еды на складчину, сон по двое-трое на кровати. Отсутствие должного надзора порождало дикую вольницу: драки с гимназистами, уличные шалости, озорство. Семинаристы часто конфликтовали не только с внешним миром, но и между собой — выходцы из деревни и городские, дети священников и крестьян. Происхождение определяло статус в этой своеобразной иерархии.

Выпускник Владимирской духовной семинарии — конечная цель многолетнего обучения.

Жизнь на «вольных квартирах» была чревата не только свободой, но и пороками. Попойки по любому поводу были обычным делом. Отношение к вере среди семинаристов часто было поверхностным, а то и циничным: на службах читали светские романы, любыми путями избегали исповеди. Распространённой бедой было скудное и некачественное питание из-за воровства со стороны поставщиков и служащих. В Тверской семинарии, например, студенты однажды устроили бунт, устав от бесконечного киселя.

Конфликты, наказания и знаменитые воспитанники

Власти пытались контролировать эту стихию. Инспекторы следили за поведением, посещали квартиры, запрещали «музыкально-вокальные вечера» и чтение светской литературы. Это вызывало ожесточённое сопротивление. Конфликты с надзирателями иногда доходили до крайностей: в 1886 году в Тифлисской семинарии студент заколол кинжалом ректора. Бунты и волнения в духовных школах к концу XIX века стали почти обыденностью. Телесные наказания, официально отменённые при Александре II, сменились другими карами: «голодным столом», карцером, исключением. В карцере не раз сидел и будущий Иосиф Сталин (Джугашвили), отчисленный из Тифлисской семинарии за чтение запрещённой литературы и плохую успеваемость.

Эпилог: накануне крушения

После семинарии пути расходились: кто-то шёл служить в приход, кто-то продолжал учёбу в академии, а кто-то, вопреки ожиданиям, выбирал светскую стезю, как писатель Николай Помяловский, автор знаменитых «Очерков бурсы». Первая мировая война и революция 1917 года поставили точку в истории дореволюционных семинарий. Многие здания были закрыты или перепрофилированы под лазареты.

Далее — подборка фотографий из альбома Тульской семинарии, 1915 год, запечатлевшая последние дни старого мира.

В речи архимандрита Матфея.

**********

При подготовке материала использовались следующие источники:

Митрополит Евлогий (Георгиевский) «Мой жизненный путь»

Николай Помяловский «Очерки бурсы»

Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох»

Т. Г. Леонтьева «Вера и прогресс: Православное сельское духовенство в России во второй половине XIX — начале XX века»

Обратите внимание: Из-за чего срок жизни танка в бою именно 2-3 минуты?.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Из жизни дореволюционных семинаристов.