Испытания догруженного А-32 и доработки для будущего Т-34

В ходе заводских испытаний основное внимание было сосредоточено на проверке надежности всех систем танка А-32, искусственно утяжеленного для имитации будущей модели.

Дизельный двигатель В-2 отработал в общей сложности более 61 часа, из которых 56 часов 39 минут – под нагрузкой. После 56 часов работы был обнаружен прорыв выхлопных газов в местах соединения головок блока цилиндров с рубашками охлаждения. Причиной послужили поврежденные алюминиевые прокладки, которые вместе с уплотнительными кольцами заменили по окончании испытаний. При этом сама конструкция головок блока цилиндров дефектов не имела, а зазоры в клапанном механизме соответствовали нормативам.

Работа трансмиссии и выявленные проблемы

Трансмиссия утяжеленного А-32 в целом показала себя надежно, однако в процессе испытаний произошло несколько поломок ключевых узлов.

После пробега в 674 км были обнаружены деформация и следы перегрева (цвета побежалости) на дисках главного фрикциона. Неисправные диски заменили на новые.

Кроме того, во время ремонта фрикциона штатный центробежный вентилятор заменили на агрегат от танка БТ-7М. Эта импровизация оказалась успешной – вентилятор обеспечил стабильный тепловой режим двигателя до конца испытаний.

Более серьезная поломка произошла на 568-м километре: вышла из строя коробка передач из-за разрушения обоймы шарикоподшипника и поломки промежуточного вала. В результате 23 детали КПП пришлось признать непригодными. Лабораторный анализ показал, что материал деталей соответствовал техническим условиям, поэтому инженеры сочли этот инцидент случайным. В подтверждение своей точки зрения они привели факт, что замененная коробка передач (взятая с танка А-32 № 0365-3) успешно отработала на полигонных испытаниях 3206 км, а в догруженном А-32 проработала до конца заводских тестов в более тяжелых условиях без нареканий.

Неполадки в ходовой части и системах управления

В пневматической системе сервоприводов управления отмечались незначительные поломки: дважды ломалась трубка от компрессора к баллону высокого давления, а на 937 км вышла из строя трубка, соединявшая масляный бачок с картером компрессора. Также инженеры признали неудобной и сложной конструкцию дифференциального механизма от НИИ-20, предназначенного для перекрытия воздушных клапанов. Конструкторское бюро КБ-520 разработало более простой и легко регулируемый механизм, который успешно испытали на левом бортовом фрикционе.

В ходовой части также был выявлен ряд дефектов. На том же 568-м километре разрушилась обойма шарикоподшипника правого направляющего колеса (причина, как и в случае с КПП, установлена не была, так как материал соответствовал норме). Конструкция направляющего колеса и механизма натяжения гусеницы была признана неудовлетворительной: процесс натяжения занимал много времени, а малый эксцентриситет кривошипа не позволял эффективно натягивать изношенную гусеницу.

После пробега в 1152 км разрушились бонки осей роликов на правом ведущем колесе. Расследование показало, что колесо проработало 174 км без установленных чек, которые предотвращали проворачивание осей. В целом же конструкция ведущего колеса, унаследованная от легкого БТ-7, была признана недостаточно прочной для утяжеленного А-32 и требовала усиления.

Ресурс гусеничных лент составил 1577 км без замены пальцев. Также выявился износ регулировочных гаек и резьбы штоков на узлах подвески после 800–1000 км пробега. Еще одним недостатком подвески было отсутствие ограничителей на бронзовых втулках цапф, что приводило к их выпрессовыванию в процессе эксплуатации.

Выводы и рекомендации по итогам испытаний

В отчете по итогам заводских испытаний (Отчет цеха 540 № 086 от 18.12.39) были сформулированы ключевые выводы:

«1. Танк А-32, догруженный до 24 тонн, в основном прошел линейные испытания в осенних условиях удовлетворительно.
2. Устойчивость танка как огневой платформы хорошая, колебания на ухабистой дороге быстро затухают.
3. Управление танком без сервоусилия значительно тяжелее, чем у А-7. При наличии сервоуправления – легко.
4. Для удобства переключения 1-й и 2-й передачи рычаг кулисы в этих положениях целесообразно наклонять вправо, а передачу заднего хода, как малоиспользуемую, включать центрально.
5. Для рационального использования всех передач и улучшения температурного режима двигателя максимальную скорость следует снизить до 50 км/ч за счет увеличения передаточного числа бортовых передач.
6. Авария коробки передач не свидетельствует о ненадежности агрегата, так как замененная коробка работала в более тяжелых условиях удовлетворительно.
7. Бортовые фрикционы и тормоза работали удовлетворительно, но требуют проверки в летних условиях.
8. Центробежный вентилятор от танка БТ-7М работал удовлетворительно, поэтому крепление вентилятора целесообразно сделать взаимозаменяемым.
9. Для увеличения срока службы гаек штоков подвески их высоту следует увеличить.
10. Для предотвращения самовыпрессовывания бронзовых втулок на траверсах регулировочных гаек подвески необходимо установить ограничители.
11. Опорные катки необходимо усилить.
12. Для облегчения и ускорения натяжки гусениц, а также для увеличения их срока службы, необходимо изменить конструкцию крепления направляющих колес (ленивцев), увеличив вылет их кривошипов».

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 16]

В заключении отчета, подписанном главным конструктором М.И. Кошкиным, представителями АБТУ РККА и руководством цеха, констатировалось:

«Считать целесообразным изготовление опытных образцов машины на базе танка А-32 с увеличением общего веса до 24 тонн за счет утолщения броневой защиты».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 16]

Таким образом, эксперимент подтвердил обоснованность создания двух новых танков А-34, работа над которыми к моменту подписания отчета была почти завершена.

От испытаний к конструкции: рождение А-34

Важно отметить, что конструкторы КБ-520, не дожидаясь официального завершения испытаний А-32, уже в октябре-ноябре 1939 года начали вносить многочисленные изменения в проект А-34 на основе поступающих данных и рекомендаций.

В конструкции главного фрикциона А-34 отказались от упругой муфты с 20 пружинами и увеличили количество ведущих и ведомых дисков с 16 до 22. Для оптимизации использования передач и улучшения теплового режима двигателя максимальную скорость танка снизили. Это было достигнуто за счет увеличения передаточных чисел в коробке передач (на всех передачах, кроме 4-й, в 1.86 раза, а на 4-й – в 2.06 раза) и в бортовых редукторах (в 1.25 раза). В результате расчетная максимальная скорость упала с 84.26 км/ч у А-32 до 53.85 км/ч у А-34. В каждый бортовой фрикцион добавили по два ведомых диска.

В пневматической системе сервоприводов убрали привод на педаль главного фрикциона, а сложный дифференциальный механизм НИИ-20 заменили на простую и надежную собственную разработку КБ-520, уже проверенную на А-32.

Эволюция ходовой части

Для облегчения обслуживания параллельно с червячным был спроектирован винтовой механизм натяжения гусеницы, который вынесли наружу на вертикальный бортовой лист. Также наружу корпуса вынесли балансиры всех узлов подвески (у А-32 они располагались внутри).

В связи с возросшей массой для сохранения приемлемого давления на грунт базу гусеничного движителя (расстояние между осями крайних катков) увеличили на 115 мм, а ширину гусеницы – с 400 до 550 мм. Из-за увеличения расстояния между ведущим и направляющим колесом в каждую гусеницу добавили по два трака, доведя их общее число до 74 (37 с гребнем и 37 без). Ширина хода (расстояние между серединами гусениц) увеличилась с 2300 мм до 2450 мм, что повысило устойчивость машины.

В проект были внесены и другие, менее масштабные, но важные изменения.

Жесткие сроки (готовность машин к 15 января 1940 года) заставили завод № 183 работать по параллельной схеме: как только конструкторы завершали чертежи узла, их сразу передавали в цеха для изготовления.

Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34

Теги записи: #танк т-34 #т-34 #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война #танки ссср

Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Опытные образцы танка т-34. Глава 4.