Средний танк M4, более известный под именем «Шерман», стал основным бронированным средством американской армии в годы Второй мировой войны. Эта машина активно применялась на всех фронтах, где сражались американские войска, а также в огромных количествах поставлялась союзникам по антигитлеровской коалиции в рамках программы ленд-лиза, прежде всего Великобритании и Советскому Союзу. После завершения войны «Шерман» не был списан, а продолжил службу в армиях множества государств, приняв участие в десятках локальных конфликтов по всему миру. Своё знаменитое название танк получил от британцев, назвавших его в честь генерала Уильяма Шермана, героя Гражданской войны в США. В Красной Армии за M4 закрепилось простое и ёмкое прозвище «эмча».
История создания и разработка
К моменту вступления США во Вторую мировую войну ситуация с танкостроением в стране была критической. На вооружении состояло лишь чуть более сотни устаревших средних танков M2 и M2A1. Изначальная военная доктрина делала ставку на уничтожение вражеской бронетехники артиллерией, а не в танковых дуэлях. Срочно разработанный как временная мера средний танк M3 «Ли» со своим архаичным многоярусным вооружением не устраивал военных уже на этапе проектирования. Поэтому техническое задание на новую машину, которая должна была его заменить, было выдано 31 августа 1940 года, ещё до завершения работ над M3. Новый танк должен был использовать проверенные агрегаты от «Ли», но получить классическую компоновку с основным орудием во вращающейся башне. Однако активные работы стартовали только 1 февраля 1941 года, после того как M3 был доведён до ума и запущен в серию. Первый прототип, обозначенный как T6, был готов к 2 сентября того же года.
Танк был быстро принят на вооружение под индексом M4, и уже в феврале 1942 года развернулось его массовое производство. Первые серийные машины относились к модификации M4A1 с литым корпусом и были собраны на заводе Lima Locomotive Works по британскому заказу. Из-за неготовности штатной 75-мм пушки M3, первые «Шерманы» временно оснащались орудием M2, позаимствованным у предшественника M3. По сравнению с «Ли», новая машина оказалась проще, технологичнее и значительно дешевле в производстве, что было ключевым фактором для ведения тотальной войны.
Конструкция: броня, вооружение и ходовые качества
Корпус большинства версий M4 был сварным, собранным из катаных бронелистов. Характерной деталью была литая носовая часть (нижний лобовой лист), которая служила люком для доступа к трансмиссии и первоначально состояла из трёх скреплённых болтами частей (позже её заменили на цельнолитую). За время производства существовало множество вариантов корпуса, отличавшихся как формой, так и технологией изготовления (сварка, литьё, комбинированный метод).
Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.
Лобовая броня корпуса имела толщину 51 мм с хорошим наклоном в 56 градусов, борта — 38 мм. Башня была защищена лучше: лобовая часть достигала 76 мм при наклоне в 30 градусов, а борт — 51 мм.В плане подвижности «Шерман» не был идеален. Из-за особенностей подвески и достаточно высокого центра тяжести танк был склонен к опрокидыванию на крутых подъёмах и косогорах. Изначальная компоновка моторного отсека, рассчитанная на установку звездообразного авиационного двигателя R975, оказалась удачной — она позволяла монтировать различные типы силовых агрегатов. Однако 30-цилиндровый двигатель A57 был настолько громоздким, что для его размещения пришлось удлинить корпус, что было реализовано в модификациях M4A4 и M4A6. Максимальная скорость танка по шоссе достигала 48 км/ч, а по пересечённой местности — около 40 км/ч.
Боевой путь и историческое значение
«Шерман» стал не только основным танком армии США, но и символом помощи союзникам по ленд-лизу. В Советский Союз было отправлено более 4000 таких машин, из которых до места назначения добралось 3938 единиц — остальные были потеряны в ходе опасных арктических конвоев. Танк прошёл всю войну, от Северной Африки и Италии до Тихого океана, а затем продолжил службу в многочисленных послевоенных конфликтах. Всего с февраля 1942 по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка M4 всех модификаций. По этому показателю «Шерман» является третьим в мире наиболее массовым танком после советских Т-34 и Т-54/55, а также самым производимым танком в истории США.
О значимости этой машины говорит и тот факт, что в Израиле ей установлен памятник, где «Шерман» стоит в одном ряду с советским Т-34-85 и британским «Кромвелем». В Красной Армии «эмчи» активно использовались с 1943 года, участвовали в освобождении Украины и дошли до Берлина, заслужив уважение советских танкистов.
Оценка и наследие
M4 «Шерман» вошёл в историю как надёжная, технологичная и ремонтопригодная машина с сбалансированными характеристиками. Он обладал достойным для своего класса вооружением и бронезащитой, неплохой скоростью, но имел недостатки в устойчивости. Его главными козырями были массовость, простота в производстве и обслуживании, а также способность к постоянной модернизации. «Шерман» стал настоящим «рабочей лошадкой» армий многих стран и доказал свою эффективность не только во Второй мировой, но и в последующих войнах, порой успешно противостоя и более современным противникам.
Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)
#Танк #война #шерман #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Один из известнейших танков второй мировой.