Объект 279 «Луноход»: уникальный советский тяжёлый танк, опередивший своё время

В середине 1950-х годов советским военным требовался новый тяжёлый танк. Существовавшие машины, такие как ИС-2, морально устарели, а другие проекты были либо слишком дорогими в производстве, либо ненадёжными в эксплуатации. В поисках решения конструкторы приступили к разработке принципиально новой боевой машины. Работы начались в 1957 году, а к 1959-му был собран первый опытный образец, получивший обозначение «Объект 279» и неофициальное прозвище «Луноход» за свой футуристический вид.

Конструкция танка была поистине уникальной и не имела аналогов в мире. Корпус, обеспечивавший максимальную защиту, был собран методом сварки из четырёх массивных литых элементов. Для дополнительной защиты борта оснащались криволинейными экранами. Лобовая броня толщиной 192 мм была установлена под рациональными углами наклона (до 60 градусов) и подворота (до 45 градусов), что в сумме давало эквивалентную толщину брони около 550 мм. Такая защита делала «Объект 279» практически неуязвимым для любого танкового орудия того времени даже на минимальных дистанциях боя. Полусферическая литая башня имела толщину до 305 мм. Несмотря на мощное бронирование, масса машины составляла 60 тонн, а экипаж из четырёх человек размещался по классической схеме.

Передовое вооружение и системы управления огнём

Основным вооружением танка стало мощное 130-мм нарезное орудие М-65, спаренное с 14,5-мм пулемётом КПВТ.

Обратите внимание: ИС-7 по прозвищу Луноход..

Использование полуавтоматического заряжания позволяло экипажу вести огонь с высокой скорострельностью — до 7 выстрелов в минуту.

  • Двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения «Гроза» для стрельбы с ходу.
  • Стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С с независимой стабилизацией линии прицеливания.
  • Ночной прицел ТПН, работавший в паре с инфракрасным прожектором-подсветчиком Л-2.
  • Полуавтоматическая система управления огнём, значительно повышавшая точность и эффективность стрельбы.

Многие из этих технологических решений, реализованных в «Объекте 279», появились на серийных советских танках лишь к середине 1960-х годов, что подчёркивает опережающий характер всего проекта.

Силовая установка и уникальная ходовая часть

Сердцем танка был мощный 16-цилиндровый Н-образный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л.с.) или его модификация 2ДГ-8М (1000 л.с.). Его особенностью было горизонтальное расположение цилиндров и эжекционная система охлаждения. Силовая установка работала в паре с однопоточной гидромеханической трансмиссией, которая включала комплексную гидропередачу и трёхступенчатую планетарную коробку передач. Переключение двух высших передач было автоматизировано. Максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч.

Ключевой особенностью «Лунохода» была ходовая часть с четырьмя гусеничными движителями, размещёнными внутри единого бронекорпуса. В сочетании с мощным двигателем это обеспечивало танку выдающуюся проходимость. Машина могла уверенно двигаться по заболоченной местности, преодолевать глубокие водные преграды (до 4 метров по дну) и не боялась подрыва на минах благодаря распределённому удельному давлению на грунт.

Несмотря на выдающиеся характеристики, «Объект 279» так и не пошёл в серию. Решающим событием стала демонстрация новой тяжёлой техники на полигоне Капустин Яр 22 июля 1960 года. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, сделавший ставку на ракетное вооружение, категорически запретил принимать на вооружение танки массой более 37 тонн. Этот вердикт поставил крест не только на судьбе «Лунохода», но и на всей советской программе тяжёлых танков. Тем не менее, проект «Объект 279» остаётся ярким примером инженерной мысли, продемонстрировавшим как передовые решения, так и конструктивные сложности, и навсегда вошёл в историю как один из самых необычных и мощных танков своего времени.

Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)

#СССР #разработка #луноход #танк

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Советский «Луноход» или объект 279.