Т-34 является символом Победы в Великой Отечественной Войне, и это заслуженное звание – самый #массовый танк с великолепными боевыми характеристиками, чем не образец для развития и подражания? Но у танка была довольно непростая история, в которой знаменитая « #тридцатьчетвёрка » могла и не появиться на свет.

История разработки

Началось всё в 1937 году, когда дирекция Харьковского Паровозного Завода получила технические требования на создание нового #быстроходного танка с усиленным бронированием под индексом БТ-20. В требованиях также было отдельно указано, что новая машина должна быть готовой к серийному производству не позднее 1939 года, для этих целей предлагалось даже выделить лучших инженер-конструкторов в отдельное бюро, занимавшееся разработкой только указанного образца.

Уже в мае 1938 года на заседании Правительственной комиссии, главные конструкторы проекта Кошкин и Морозов представили руководству страны новый проект, отвечавший всем техническим требованиям. Однако, на заседании инженеры отстаивали позицию, в которой намеревались решительно отказаться от гибридных колёсно-гусеничных движителей. Члены комиссии, наоборот, предлагали остановиться именно на этом движителе, говоря о его надёжности и возможности танка маневрировать, если машина в бою вдруг останется без гусеницы.

А-20, один из возможных вариантов развития требований к Т-34

Неожиданно для всех, инженеров поддержал Сталин, предложив спроектировать ещё и гусеничный образец, для сравнения теоретических характеристик новых машин. Новому танку присвоили индекс А-32. Разработку новой машины выполнили быстро – разница между ними была в подвеске и количестве катков – по пять на каждую сторону у гусеничного варианта и по четыре у колёсно-гусеничной машины. Уже в августе того же года, Правительственной комиссии был представлен и второй проект. На заседании вновь разгорелся спор о том, какой тип движителя лучше. Спор снова был остановлен Сталиным, порекомендовавшим воплотить оба танка в металле и судить об их характеристиках по результатам тестовых испытаний. Перечить вождю не решился никто.

А-32 - прямой "предок" Т-34. Фото с заводских испытаний.

К маю 1939 года к заводским испытаниям были готовы оба прототипа: А-20 и А-32. Причём А-32 не совсем соответствовал проектной документации – не всё оборудование успели изготовить и установить на машину. Разница между двумя образцами на первый взгляд была не очень значительной – больше катков на одну сторону, и использовались разные орудия – 45-мм 20К у А-20 и 76-мм Л-10 у А-32. На деле второй образец, как и было предусмотрено проектной документацией не имел возможности двигаться на колёсах – ленивцы гусениц были расположены слишком высоко, специально для приведения в движение гусениц.

По завершению #заводских испытаний обе машины признаны удовлетворительными и после нескольких доделок, в сентябре 1939 года были представлены высшему военному руководству. В ходе испытаний А-32 показал себя великолепно, а решающим фактором в пользу этого танка стала перспектива увеличения толщины брони, также, как и возможность установки на танк дополнительного оборудования.

Дальнейшие разработки

Учитывая новые пожелания военных, конструкторы нарастили #бронирование машины, исправили несколько недостатков машины, не позволявших сохранить динамические характеристики новой машины. По завершению работ, конструкторы направили письмо членам военной комиссии, назначившей повторные испытания, которые танк, откровенно говоря, провалил. Увеличение толщины бронирования повлекло за собой выявление целого ряда конструктивных недоработок, список которых растянулся на пару листов – тут и невозможность открытия люка механика-водителя при нахождении башни не в исходном положении, и теснота боевого отделения, в которой невозможно нормальное функционирование всех членов экипажа – это отрицательно сказывалось на #скорострельности и меткости орудия. Отдельное неудовольствие вызвал и малый моторесурс двигателя – В-2 на опытных машинах обеспечил всего 25 часов мотоработы, в отличие от заявленных производителем 100 часов.

Исправив и эти недостатки, конструкторы и руководство завода пошли на беспрецедентный шаг – отправить танки своим ходом в Москву, для демонстрации высшему руководству армии и страны. Машины двинулись из Харькова в Москву утром, пятого марта, сопровождаемые двумя тягачами. Двигались вне дорог, для должного соблюдения секретности машины ещё и обвешали непонятно чем, чтобы ничего не выдавало в них танки.

17 марта танки прибыли в Москву.

Обратите внимание: На заре отечественного танкостроения. Какой танк был первым в стране Советов?.

Высшее руководство страны во главе со Сталиным приняли доклад конструкторов, затем машины продемонстрировали на площади возможности управления. Для безопасности первых лиц, в экипаж каждого танка выделили сотрудника НКВД, следивших за водителями. Сталину танки понравились, и он потребовал от военных оказать всю возможную помощь для устранения недостатков машины. В то же время, генерал Павлов, почему-то отдававший предпочтение лёгким танкам, произнёс в беседе со Сталиным фразу «Мы дорого заплатим за выпуск недоделанного танка».

"Доведённый до ума" образец А-34, прототип Т-34, в практически финальной стадии тестирования.

Уже 31 марта 1940 был подписан указ о немедленном вводе танка Т-34 в #серийное производство. Но выполнен указ не был – сорвали его всё те же военные. Проведя сравнительные испытания с только что прибывшими на испытательный полигон немецкими танками Pz. Kpfw III, от конструкторов потребовали доработать советский танк на предмет устранения неудобств в сравнении с немецкой машиной. Рапорт об итогах сравнения был предоставлен маршалу Кулику, который тут же постановил остановить производство до устранения заявленных недостатков.

Не верили в руководстве армии в средние танки. В Наркомате #обороны продолжали продвигать идею того, что основным советским танком должен стать Т-50, в то время ещё проектируемый С. Гинзбургом. Но высшее руководство отклонило требование Наркомата остановить выпуск Т-34 до приведения всех характеристик в адекватное на то время состояние.

Наконец, в начале мая 1941 года, Совнарком, совместно с ЦК ВКП(б) приняли постановление о выпуске Т-34, в размере 2 800 единиц до конца 1941 года. Также потребовали внести ряд технологических изменений, в том числе установить орудие Ф-34.

Т-34 образца 1940 года, образец ранней серии.

Выйти на заявленные в постановлении показатели не удалось – 22 июня грянула Великая Отечественная #Война. Всего в строю на эту дату было чуть более тысячи машин. Заводы пришлось переносить на восток страны, также выпуску машин мешали хронические накладки в поставке сырья и необходимых запасных частей.

«Тридцатьчетверка» в бою

Несмотря на все свои технические характеристики, в первые дни войны потери «тридцатьчетвёрок» были большими. Сказывалась неопытность экипажей, разлаженность действий тыловых служб. Но некоторые немецкие офицеры позволяли себе высказываться о превосходстве советских Т-34 над немецкой техникой:

«...пока в начале октября 1941 года восточнее Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам своё превосходство в вооружении, броне и манёвренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружён 76,2-мм пушкой (калибр 41,5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5—2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34.»

Гудериан, в начале войны не воспринимавший советский танк всерьёз, уже через месяц после своего знакомства с Т-34 изменил своё мнение на диаметрально противоположное:

«Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение...»

Уже после битвы за Москву, танк Т-34 стал основным советским танком, сочетавшим в себе мощь, динамику и прекрасное на тот момент бронирование. Это звание машине удавалось поддерживать до 1943 года, когда в битве на Курской дуге, советским #танкистам пришлось лицом к лицу встретиться с «Тиграми» и «Пантерами», которые уже были малоуязвимы для 76-мм пушки «тридцатьчетвёрки». Это привело конструкторов к новой модернизации танка, с новым орудием и усиленным бронированием. Новая модификация получила индекс Т-34-85, и в последствии заменила собой основную модификацию Т-34.

Т-34-85, фото в свободном доступе

Обе модели с честью прошли Великую Отечественную, Советско-Японскую войны, участвовали в Корейской войне, а в некоторых странах третьего мира по сей день находятся в рядах действующего вооружения.

Спустя 74 года после выпуска первой модификации Т-34-85, многие экземпляры до сих пор находятся в строю.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "Тридцатьчетвёрка" - легенда танкостроения ссср.


Закрыть ☒