Т-34: История создания и боевой путь легендарного танка

Предпосылки создания: Требования нового времени

На рубеже 1930-40-х годов, в преддверии масштабного мирового конфликта, военные доктрины и технологии стремительно менялись. Устаревшие танки Первой мировой и даже модели начала 30-х уже не отвечали вызовам современного поля боя. Советскому Союзу требовался принципиально новый танк, который сочетал бы в себе ключевые качества: мощное противоснарядное бронирование, высокую подвижность для маневренных операций и серьезную огневую мощь. Существующие машины, такие как легкие БТ и Т-26 или многобашенные Т-28 и Т-35, не могли обеспечить надежную защиту от новых противотанковых орудий и эффективно действовать как в прорыве, так и в обороне. Нужен был универсальный средний танк, превосходящий по подвижности тяжелые КВ, но не уступающий им в силе удара и защите.

Схема танка Т-34. 1940-го года.

Рождение легенды: От чертежей до прототипа

Работы над машиной, которая войдет в историю, были поручены конструкторскому бюро Харьковского завода №183. Руководителем проекта стал талантливый инженер Михаил Ильич Кошкин, уже имевший опыт совершенствования танка БТ-7. Под его началом в рекордные сроки были созданы два опытных образца: А-20 и более тяжелый А-32. После испытаний военные отдали предпочтение второму варианту, увидев в нем больший потенциал для развития и усиления.

Слева направо - БТ-7, А-20 и два танка Т-34.

В январе 1940 года доработанный А-32 был принят на вооружение под индексом Т-34. Его отличительными чертами стали 45-мм броневые листы, расположенные под рациональными углами наклона, что значительно повышало их снарядостойкость, и мощное 76-мм орудие (сначала Л-11, затем более совершенная Ф-34). Вооружение дополняли два пулемета ДТ.

А-32.

Испытание сталью: Дорога в Москву и начало службы

Чтобы доказать надежность новой машины, два опытных Т-34 своим ходом преодолели 750 км от Харькова до Москвы. Этот пробег, который блестяще выполнили испытатели Носик и Дюкалов, стал суровым экзаменом. В Москве и на полигоне в Кубинке танк продемонстрировал отличные ходовые качества и прошел испытания обстрелом. К сожалению, триумф создания был омрачен трагедией: от тяжелой болезни скончался главный конструктор Михаил Кошкин. Дело по совершенствованию танка легло на плечи его ученика и соратника — Александра Александровича Морозова.

Т-34-76.

Великая Отечественная: Испытание войной и мобилизация промышленности

22 июня 1941 года Т-34 вступил в свой первый бой. Начало войны было тяжелым: производство шло всего на двух заводах (Харьковском и Сталинградском), которые вскоре оказались в зоне боевых действий или были разрушены. Эвакуация промышленности на восток стала колоссальным испытанием, но уже в 1942 году, благодаря титаническим усилиям, выпуск танков был налажен на заводах «Красное Сормово», Челябинском тракторном, «Уралмаше», в Омске и на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле.

Производство Т-34

В условиях военного времени конструкцию постоянно упрощали для ускорения и удешевления производства, но при этом стремились повысить боевую эффективность. Менялась форма башни (от сварной и литой до знаменитой «гайки»), добавлялась командирская башенка, совершенствовались ходовая часть и многие другие узлы. На базе удачного шасси Т-34 создавались самоходные артиллерийские установки (СУ-122, СУ-85, СУ-100), огнеметные и ремонтно-эвакуационные машины. Всего за годы войны было выпущено более 53 тысяч «тридцатьчетверок», что сделало ее самым массовым танком Второй мировой, а с учетом послевоенного лицензионного производства — и в мировой истории.

Т-34

Обратите внимание: Легендарный танк Т-72 еще покажет себя в бою. Модификация Т-72Б3М.

Вершина эволюции: Появление Т-34-85

Ответом на появление у противника новых тяжелых танков стала глубокая модернизация «тридцатьчетверки». Весной 1944 года на фронт пришел Т-34-85. Главным его отличием стала новая, более просторная трехместная башня с усиленным бронированием и длинноствольной 85-мм пушкой, способной бороться с современной немецкой бронетехникой. Экипаж увеличился до пяти человек, что позволило выделить отдельного наводчика и разгрузить командира, повысив эффективность управления в бою. Несмотря на возросшую массу, танк сохранил хорошую подвижность и проходимость.

Т-34-85

Наследие и память

Т-34-85 оставался на службе в Советской Армии и армиях многих стран мира вплоть до конца 1960-х годов, а его узнаваемый силуэт стал одним из главных символов победы во Второй мировой войне. Сегодня эти машины можно увидеть на постаментах в качестве памятников и в музеях по всему миру, напоминая о подвиге конструкторов, рабочих и танкистов.

Т-34 на параде, наши дни.

Спасибо за внимание.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Легендарный танк т-34.