Психология лжи и упорство разработчиков: секрет феноменального успеха Among Us

Игра Among Us, выпущенная в июне 2018 года, поначалу не смогла завоевать внимание игроков. Разработчики из студии InnerSloth были близки к тому, чтобы забросить проект. Однако ситуация кардинально изменилась в середине 2020 года, когда благодаря стримерам на Twitch игра неожиданно взлетела в топы популярности. К сентябрю того же года количество скачиваний перевалило за 100 миллионов, что стало настоящим триумфом.

Непредсказуемый триумф на переполненном рынке

Успех Among Us сложно было предугадать, учитывая насыщенность рынка похожими социально-дедуктивными играми. Тем не менее, именно она стала одной из главных сенсаций 2020 года. Чтобы понять этот феномен, нужно заглянуть не только в геймдизайн, но и в психологию с нейробиологией. Among Us мастерски играет на одном из базовых человеческих качеств — подсознательном желании и умении обманывать.

Концепция игры, напоминающая классическую «Мафию», перенесённую в онлайн-пространство, не была революционной. Даже космический сеттинг уже использовался в других проектах, например, в I am not a Monster: First Contact. Однако Among Us удалось найти свою уникальную формулу успеха.

Где кроется настоящая магия игры?

Сердцевина фана Among Us — не в мини-играх по починке систем корабля и не в скрытных убийствах от лица самозванца. Игра по-настоящему раскрывается во время обсуждений (совещаний), где команда пытается вычислить предателя. Именно в этих словесных баталиях ключевую роль играет искусство убедительной лжи и её распознавания.

Путь от провала к триумфу: история упорства

Если говорить об успехе в разработке игр, он обычно складывается из трёх компонентов: уникальная идея, качественная реализация и грамотное продвижение. Последний пункт часто критически важен — о самой гениальной игре никто не узнает без правильной маркетинговой стратегии.

У InnerSloth, по их собственному признанию, с продвижением изначально были большие проблемы. Художник и геймдизайнер Маркус Бромандер в интервью Kotaku честно рассказал, что маленькая команда просто не знала, как правильно продвигать свой продукт. В первые месяцы максимальное количество игроков онлайн едва достигало 50 человек.

Студия InnerSloth состоит всего из трёх человек: программиста Фореста Уилларда, художницы Эми Лью и Маркуса Бромандера. Несмотря на провальный старт, они не стали забрасывать проект, а продолжили постепенно дорабатывать и улучшать игру.

Успех пришёл не сразу и стал результатом цепочки последовательных шагов: добавление онлайн-мультиплеера, релиз в Steam, введение новых карт и, наконец, взрыв популярности на Twitch. Разработчики проявили завидное упорство.

«Мы держались за Among Us намного дольше, чем нужно было с точки зрения бизнеса. Мы пытались прекратить всё несколько раз, мы должны были это сделать», — признаётся программист Форест Уиллард.

Команда стремилась выпускать обновления как минимум раз в неделю и внимательно прислушивалась к фидбэку сообщества. Постепенно база игроков росла, и игра стала поддерживать круглосуточный онлайн. Даже этот результат в InnerSloth сочли успехом, но работа продолжилась. Каждое новое обновление привлекало всё больше людей.

«Вот и весь секрет. Мы медленнорастущая компания. Мы понемногу прокладывали путь к вершине, вместо резкого взлёта популярности и последующего хвоста, как у большинства успешных релизов в Steam», — объясняет Маркус Бромандер.

Итогом этого тернистого пути стали десятки миллионов игроков по всему миру. Серверы игры порой не справляются с нагрузкой — к такому ажиотажу маленькая студия просто не была готова.

Психологический фундамент: почему нам нравится обманывать?

Ключ к пониманию успеха Among Us лежит в области психологии лжи. Люди врут по множеству причин: чтобы получить выгоду, доставить удовольствие себе или другим, избежать неприятностей. При этом в нас также заложены механизмы для распознавания обмана, хотя их эффективность у разных людей варьируется. Именно это делает игру такой напряжённой — некоторые соперники оказываются невероятно проницательными.

С нейробиологической точки зрения ложь — более сложный процесс для мозга, чем говорение правды. Она требует большей когнитивной нагрузки, так как человек должен выстроить непротиворечивую историю, опираясь на факты. Именно на этом принципе работают детекторы лжи, фиксирующие изменения в активности мозга. Интересно, что собаки, например, считаются такими верными друзьями отчасти потому, что их мозг не способен обработать саму концепцию лжи.

Ложь проявляется и на физиологическом уровне: из-за повышенной активности нейронов и притока крови человек может непроизвольно почесать нос, отвести взгляд или сделать другое характерное движение. Отсюда и берут начало теории о «языке тела» лжеца.

Как Among Us создаёт идеальные условия для обмана

Изначально Among Us задумывалась для локального мультиплеера, когда все игроки находятся в одном помещении. В таких условиях вычислить самозванца проще — можно наблюдать за реакцией и поведением человека или даже подсмотреть его экран. Однако при игре онлайн, когда участники разбросаны по разным комнатам и городам, этот фактор исчезает.

Among Us снимает многие социальные и контекстуальные ограничения, которые обычно мешают лгать. Играя с незнакомцами, вы обманываете абстрактных персонажей без истории и личности, что психологически значительно проще.

С друзьями ситуация, конечно, сложнее, ведь вы хорошо знаете привычки и манеры друг друга. Но здесь на помощь приходит игровой контекст: никто из вашей компании на самом деле не был членом экипажа космического корабля с предателем на борту. Все оказываются в абсолютно новой, гипотетической ролевой ситуации, где старые шаблоны распознавания лжи могут не сработать.

Дополнительную сложность для самозванца создаёт необходимость согласовывать своё алиби с показаниями множества других игроков, часть из которых может подкрепляться записями с камер наблюдения. Придумать убедительную и непротиворечивую легенду в таких условиях — настоящий вызов для мозга, что только увеличивает эмоциональное напряжение и вовлечённость.

Наконец, важную роль играет наша внутренняя мотивация. Если мы прилагаем значительные умственные усилия для построения лжи, то подсознательно хотим, чтобы они окупились победой. Among Us фокусирует игрока именно на этой цели. В игре нет отвлекающих элементов вроде сборки коллекций предметов, сложных таблиц лидеров или систем прокачки — только чистый социальный deduction и цель: либо выжить, либо уничтожить всех.