FCM 40: Французский ответ Т-34 и кавалерийский танк в альтернативной истории

FCM 40 — это французский средний танк, создававшийся в период с 1939 по 1941 год. Он задумывался как национальная альтернатива знаменитому советскому Т-34 и немецкому Pz.Kpfw. IV, а также как претендент на массовый заказ французской армии, конкурируя с другими отечественными проектами, такими как SOMUA S40, AMX 40 и SARL 42. В этой статье мы подробно рассмотрим его историю, технические особенности и роль в альтернативном сценарии Второй мировой войны.

Годы разработки: 1939-1941

Объём производства: не менее 1500 единиц на заводе FCM и более.

Тактико-технические характеристики

Бронирование корпуса (лоб/борт/корма): 60/40/40 мм
Бронирование башни: 60 мм со всех сторон
Максимальная скорость: 25 км/ч по шоссе, 15 км/ч по пересечённой местности
Скорость поворота шасси: 37,5° в секунду
Двигатель: 190-сильный «SOMUA»
Масса: 19 тонн (снаряжённая), 22 тонны (полная)
Удельная мощность: ~9,5 л.с./т
Основное вооружение: 47-мм пушка «SA 35»
Дополнительное вооружение: 3 × 8-мм пулемёта «Гочкисс»
Бронепробитие основного калибра: ~50 мм
Углы вертикальной наводки: от -10° до +20°
Углы горизонтальной наводки: 360°
Габариты (Д×Ш×В): 5300 × 2000 × 2450 мм
Экипаж: 3 человека (механик-водитель, наводчик, командир)

Исторический контекст и предпосылки создания

Компания-разработчик, Forges et chantiers de la Mediterranee (FCM), была основана в середине XIX века как судостроительное предприятие. С началом Первой мировой войны она постепенно освоила и танкостроение, создав, в частности, сверхтяжёлый танк Char 2C. В 1930-х годах, в ответ на армейский запрос, был разработан лёгкий танк сопровождения пехоты FCM 36. Его особенностью стало применение катаной брони — технологии, доступной FCM благодаря судостроительному профилю, что давало преимущество перед конкурентами, использовавшими более дешёвое литьё.

Непосредственным толчком к созданию FCM 40 стал объявленный французской армией заказ на новый кавалерийский танк, способный противостоять советской Т-34. Основным конкурентом выступал проект AMX 40. Не желая упускать выгодный контракт, инженеры FCM решили создать собственную машину, взяв за основу наработки по FCM 36 и изучив проект AMX 40. Так началась история «французского ответа» Т-34.

Производственная база и разработка

К 1940 году завод FCM, изначально верфь, обладал уникальными для французского танкостроения возможностями: технологией сварки и производством катаной брони. Предвидя рост спроса на бронетехнику, руководство компании заранее провело модернизацию, что позволило удешевить и ускорить процесс. Разработка FCM 40, однако, столкнулась с трудностями: требовались время на расчёты, испытания и отладку, а начало войны с Германией внесло дополнительные осложнения. Серийное производство удалось развернуть во второй половине 1940 года, а в войска танки начали массово поступать уже ближе к 1941 году.

Танк FCM 40 первых модификаций. Установлена 47-мм пушка.

Модификации и варианты применения

Основные танковые модификации:
FCM 40 (47-mm) — базовая и самая массовая версия с 47-мм орудием SA 35.
FCM 40 (75-mm) — вариант с более мощной 75-мм танковой пушкой, повысившей огневую мощь ценой тесноты в боевом отделении.

После морального устаревания в роли основного танка, многие шасси FCM 40 были переоборудованы во вспомогательные машины: бронетранспортёры, транспортеры боеприпасов, минные тральщики и другие.

Трофейные версии в вермахте:
Pz. FCM 40 — захваченные танки с минимальными изменениями (новая командирская башенка и радиостанция). Использовались преимущественно как учебные, реже — в боях на территории Франции.
Pz. FCM 40 Pak 40 — истребители танков (САУ) на базе шасси FCM 40, вооружённые немецкими противотанковыми орудиями.

Моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть

На динамические характеристики FCM 40 повлияла довоенная французская доктрина позиционной войны, делавшая ставку на защиту, а не на скорость, а также общая экономия. Двигатель SOMUA мощностью 190 л.с. располагался в корме и был доступен для обслуживания через люки. Интересной особенностью стал выхлопной глушитель, загнутый назад, чтобы не отравлять выхлопными газами сопровождающую пехоту.

Ходовая часть была заимствована у танков Кристи (как на советских БТ и британских «Крусейдерах») и предусматривала возможность колёсного хода. В теории это позволяло развивать на шоссе до 60 км/ч, сняв гусеницы. Однако на практике процедура перехода с гусениц на колёса была крайне трудоёмкой и отнимала много времени, поэтому применялась редко. Фактическая скорость на гусеницах составляла 20-25 км/ч по шоссе и 10-15 км/ч по бездорожью. Сама ходовая часть оказалась недостаточно прочной для массы танка и часто ломалась на неровном грунте.

Захваченный немцами FCM 40. Из новшеств — другая командирская башенка и немецкая радиостанция.

Вооружение и система управления огнём

Основным вооружением базовой модели была 47-мм пушка SA 35, способная пробивать около 50 мм брони. Этого едва хватало для борьбы с современными ей средними танками. Более мощный вариант с 75-мм орудием значительно усилил огневую мощь. Для борьбы с пехотой и небронированными целями танк располагал тремя 8-мм пулемётами Hotchkiss: один курсовой у механика-водителя и два в башне (у наводчика и командира).

Условия работы экипажа

Внутреннее пространство танка, особенно в варианте с 75-мм пушкой, было тесным. Посадка и высадка экипажа представляли сложность. Для доступа использовались трёхстворчатые люки в передней части корпуса, люк в корме башни, лючок в командирской башенке и аварийный люк в днище. Командир располагался слева от орудия в башне, наводчик — справа. Механик-водитель управлял танком с помощью руля, что было необходимо для колёсного хода.

FCM 40, переделанный под самоходку. Шасси при такой конструкции оказалось перегруженным.

Итоги и место в альтернативной истории

В предложенном альтернативном сценарии FCM 40 сыграл значительную роль в начальный период войны. Несмотря на классификацию как кавалерийский танк, он эффективно использовался в танковых дуэлях, находясь по боевой эффективности между немецкими Pz. III и Pz. IV. Его массовость, относительная дешевизна и возможность установки 75-мм орудия сделали его грозным противником. Танк хорошо справлялся с лёгкой бронетехникой и пехотой противника, а в умелых руках мог противостоять и более тяжёлым машинам.

Однако прогресс в танкостроении не стоял на месте. Со временем FCM 40 устарел и уступил место более современным моделям. Оставшиеся машины были переквалифицированы во вспомогательные: БТР, тягачи, транспортеры. Несмотря на это, FCM 40 остался в памяти как легендарный танк, который помог французской армии выстоять в один из самых сложных периодов и стал символом национального сопротивления.

Автор: Владимир Сединкин, 2021 год

Источник - http://alternathistory.com/fcm-40-soprovoditel-kavalerii-ai/

Статьи по альтернативному танкостроению, которые будут вам интересны:

Сунь Ятсен. Таким мог стать тяжёлый танк Китайской Республики (Тайваня)

Паровая бронелохань. Первые танки могли быть и такими

Нам иностранцы не указ! От МС-1 к МС-7

👉 Подписывайтесь на канал «Альтернативная история»! Каждый день — много интересного из истории реальной и той, которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Т-34 по-французски или альтернативный кавалерийский танк fcm 40.