Где находилось Челябинское танковое училище? На фоне новых многоэтажек жмутся к забору здания бывших казарм Инсарского полка. Почти уже ничего не напоминает о том времени, когда здесь готовились кадры для танковых частей Красной Армии. Только обелиск и памятная доска.
Эти стены повидали многое. С царских времен здесь квартировал 196-й пехотный Инсарский полк, в годы войны работал эвакогоспиталь. До этого в зданиях размещались части 85-й стрелковой дивизии, которые в 1930-х строили Челябинский тракторный завод, а в июне 1941-го приняли первый бой под Гродно. Позже здесь базировался и лёгкий артиллерийский полк.
Рождение кузницы танкистов
Судьба территории круто изменилась 30 июня 1941 года, когда её передали для создания Челябинского танкового училища. С 1942 по 1945 год здесь состоялось 37 выпусков, давших фронту 6 863 офицера для бронетанковых войск. Это была настоящая элита: училище готовило командиров и механиков-водителей для самых мощных машин того времени — тяжёлых танков КВ и ИС, а также для грозных самоходных артиллерийских установок.
бывшие казармы Инсарского полка корпус
Учебные роты механиков-водителей формировали в 1942 году стремительно. В танкисты перевели курсантов Челябинской военной авиационной школы механиков, присоединили специалистов из Минской авиационной спецшколы и пополнили ряды выпускниками Полтавского военного тракторного училища. Так, прошагав строем от Красных казарм, бывшие авиамеханики выстроились на плацу перед двухэтажными корпусами. В этот момент они перестали быть просто 18-летними мальчишками — они стали будущими воинами-танкистами. Им предстояло осваивать мощные СУ-152, которые за свою эффективность против немецкой бронетехники получили прозвище «Зверобой». Эта тяжёлая самоходка, построенная на базе танка КВ-1с и вооружённая 152-мм гаубицей, выпускалась в 1943 году на Челябинском Кировском заводе и обслуживалась экипажем из пяти человек.
Обелиск
Сегодня в Челябинске нет музея, посвящённого училищу, и его славная история живёт лишь на страницах интернет-сайтов. Исторические здания — немые свидетели той эпохи — чудом уцелели среди современной многоэтажной застройки, но постепенно приходят в упадок.
Челябинск. Здание казарм на фоне современных многоэтажек
Как же выглядело училище в разгар войны? Несколько кирпичных корпусов: штаб, хозяйственные службы, казармы. За Южными воротами расстилалось поле. Вдоль казарм тянулся плац для построений, рядом располагался клуб. В центре территории находилось караульное помещение с гауптвахтой. Напротив 4-й казармы стояла курсантская столовая. Рядом с казармами проходили железнодорожные пути, и из окон курсанты могли видеть, как на платформы под брезентом грузили легендарные «Катюши». В глубине территории размещались тиры, парки боевых машин, склады и мастерские.
Судьбы курсантов: от учёбы до фронта
Среди курсантов 1942 года был Вилен Рейзин, которому в апреле 2023 года исполнилось 97 лет. Ветеран, ныне живущий в израильском городе Ариэль, поделился воспоминаниями. В 1942-м он, эвакуированный из Днепропетровска, работал в Свердловске на заводской базе. «Мы с мамой были эвакуированы. Отец — на фронте. Младший брат в Ивановской авиационной спецшколе. Мама в Свердловске на номерном заводе работала», — рассказывает он.
Курсант Вилен Рейзин
Призвали его в июне 1942-го. В военкомате спросили, хочет ли он в школу авиамехаников. Ответив «хочу», Вилен попал в Челябинск. Но учёба там была недолгой — вскоре он стал танкистом. В училище он крепко сдружился с Юрой Елькиным из Свердловска. Вместе с Маратом Аникейчиком они составили костяк 13-й, 14-й и 15-й рот. Вчерашние изучавшие бомбардировщик Пе-2, сегодня они осваивали тяжёлые танки КВ. Что ждало их впереди? Судьба была неизвестна.
Судьбы этих ребят переплелись с историей другого курсанта — Электрона Приклонского из Магнитогорска, который тоже учился в 13-й роте в 1942 году. Позже, на основе своих фронтовых дневников, он напишет книгу «Дневник самоходчика. Боевой путь механика-водителя ИСУ-152. 1942-1945».
Прочитав воспоминания Приклонского, автор отправил их Вилену. Тот несколько дней не звонил, а потом признался: «Прочитал и разволновался. Всё вспоминал... Электрона я не помню. Когда только успевал дневники вести? Мы с занятий приходили и падали, а еще практика на Кировском и заводе № 100... Питание на заводе — вода с мукой, у стахановцев чуть лучше, а у нас — курсантские пайки. Жить можно». Вилен вспомнил, как его чуть не отчислил взводный Гусев за отказ делать стенгазету, и как его в итоге перевели из 13-й в 15-ю роту.
Особую роль в становлении курсантов играл заместитель начальника училища по строевой части, полковник Авраам Соломонович Кирнос (Абрам Шулимович). Кадровый офицер с 1914 года, участник нескольких войн, командир 12-й танковой бригады, он был ранен под Сталинградом и после госпиталя направлен в Челябинск. Именно его подпись стоит в удостоверении техника-лейтенанта Рейзина. «Я маленький — замыкающий на левом фланге, он тоже невысокого роста, учил меня гранату бросать», — с теплотой вспоминает Вилен.
Будущие танкисты изучали матчасть прямо на сборочной линии Челябинского Кировского завода, своими руками собирая те машины, на которых им предстояло идти в бой. Роты выпускались в разное время: 13-я — раньше, а 15-я Вилена — в июле 1943 года. Командирам экипажей присваивали звания лейтенанта или младшего лейтенанта, а старшим механикам-водителям — техника-лейтенанта.
Дорога на фронт и цена Победы
В июле 1943-го Вилен принимал самоходку СУ-152 на заводе, испытывал её на полигоне и вскоре погрузил на железнодорожную платформу. Эшелон отправился сначала в Москву, в резерв, а затем под Тулу — в танковые лагеря Резерва Ставки. «Простояли в Туле долго, — вспоминает ветеран. — Однажды построение и команда — «Передать машины». Смотрю, кому передаём? А это 13-я рота и мой товарищ, Юрка. Он уже обстрелянный с орденом Красной Звезды... Увидел меня, говорит: «Ну, Виля, у тебя точно машина в порядке!» Это была их последняя встреча.
Электрон Приклонский
Зверобой СУ-152
В книге Приклонского нашлось упоминание о Юре Елькине: «...белобрысый, неуклюжий увалень Елькин, с которым тоже встречались на «вождении» и даже один раз поссорились среди ночи до драки, уставшие и злые». «Вождение» на курсантском жаргоне означало мытьё полов особым способом, когда один давит на швабру, а двое других тащат её, счищая грязь.
Память, высеченная в металле и камне
10 января 1944 года техник-лейтенант Юрий Тимофеевич Елькин, старший механик-водитель СУ-152, был награждён орденом Красной Звезды. А 20 апреля 1944 года, всего через три месяца, 20-летний Юра сгорел в своей самоходке ИСУ-152 под украинским селом Подвербцы. Механики-водители часто гибли первыми — при попадании снаряда рядом находился топливный бак, а выбраться из тесного отделения будучи оглушённым или раненым было почти невозможно.
наградной Юрия Елькина
расположение батарей 20.04.44
В документах о его последнем бое сказано: «Ни один из расчетов не проявил трусости, проявлял героизм, не отступил ни на шаг, дрались до последнего». Юра Елькин был перезахоронен в братской могиле в селе Незвиско, где покоятся 614 бойцов.
карта расположения
Узнав о судьбе друга, автор позвонил Вилену. «Погиб Юра, 20 апреля 1944 года». Ветеран помолчал и тихо сказал: «Эх, а я думал, он всё-таки жив остался…».
Судьбы выпускников сложились по-разному. Вилен Рейзин закончил службу в 1947 году в Польше, был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу». После войны стал радиоинженером, много лет проработал главным инженером на заводе в Курске, позже уехал в Израиль. Марат Аникейчик дослужился до инженера-полковника, был кавалером орденов Красной Звезды и Отечественной войны. Электрон Приклонский, сменивший за войну шесть «Зверобоев», закончил войну в Пруссии и вышел в запас в звании полковника.
Истребитель танков СУ-152 Зверобой
Оригинал статьи размещен в июньском номере журнала «Уральский следопыт» за 2021 год
автор Виктор Красуский
историк, выпускник Челябинского гос.университета. Работал учителем, принимал участие в археологических экспедициях. В 90-е годы разрабатывал проект музейно-рекреационного использования района озёр Арантур, Понтур, Рангетур в Советском районе ХМАО. Работает в отделе краеведческой литературы городской библиотеки, собирает материалы по теме «Забытые имена»
иллюстрации предоставлены автором.
Обложка июньского 2021 года журнала "Уральский следопыт"
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Истребители танков.